Тема: Государство и личность

1. Правовое статус и правовое положение личности. Понятие, виды и структура правового статуса личности.

2. Система прав и свобод личности.

3. Взаимные обязанности ответственность государства и личности.

4. Механизмы защиты прав человека.


1 вопрос

Правовое положение личности в государстве можно наиболее полно охарактеризовать через категорию правового статуса. В литературе существую различные точки зрения на соотношение правового статуса и правового положения личности:
1. некоторыми учеными высказано мнение различать понятия правового статуса и правового положения личности (Витрук, Кучинский, Воротников). По их мнению, права и свободы личности, закрепленные в зак-ве, могут не стать фактическими возможностями, например, тоталитарные режимы могут лишать политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах.
2. Большинство ученых считают, что эти понятия отражают одно и то же явление.
Правовой статус личности – это комплексный государственно-правовой институт, включающий права, свободы и обязанности личности, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права.
Классификации правового статуса:
1. по кругу лиц различают общий для всех правовой статус; специальный (родовой) статус определенных групп граждан;  индивидуальный (личный) статус конкретных лиц.
2. по признаку политико-правовой связи личности с конкретным государством различают правовой статус граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В структуру правового статуса включают следующие элементы:
1. нормы права, содержащиеся в Конституции и в изданных на ее основе законах;
2. систему прав, свобод и обязанностей личности;
Права личности – это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе;
Свободы личности – это юридически гарантированные возможности максимально самостоятельного самоопределения человека в некоторых сферах общественной жизни.
Обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения;
3. гарантии права и свобод – условия и возможности, которые гос-во обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод;
4. законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосред-м содержанием прав и свобод человека. Содержание зак. интереса не определено конкретно зак-лем, так как правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага;
5. правосубъектность – способность быть субъектом правоотношений, иметь права и обязанности, своими действиями приобретать и осуществлять их и нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение;
6. юридическая ответственность – обязанность лица претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущ. и организац. характера за совершенное правонарушение;
7. гражданство – устойчивая политико-правовая связь между отдельной личностью и гос-вом, означающая принадлежность лица к конкретному гос-ву, приобретение личностью специфич. качеств гражданина гос-ва, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и гос-ва, а также защиту гражданина гос-вом внутри страны и за ее пределами.


2 вопрос

Можно выделить следующие классификации прав и свобод личности:
1. В первых документах, в которых получили законодательное закрепление представления о правах человека (Конституции Вирджинии 1776 года, Билле о правах 1791 года, Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года), права, принадлежащие человеку, подразделялись на две категории:
а) права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и независимые от государства;
б) права гражданина, которые установлены государственной властью.
2. Аналогично видам правового статуса личности различают:
а) общие права, принадлежащие в равной степени всем гражданам вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права;
б) специальные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им (права пенсионеров, военнослужащих, молодежи и т.д.).
3. В зависимости от того, в каких актах они закреплены, различают:
а) конституционные или основные права и свободы, установленные и гарантируемые Конституцией;
б) права и свободы, предусмотренные текущим законодательством.
4. По степени абсолютизации или возможности временного ограничения различают:
а) абсолютные права и свободы, не подлежащие ограничению ни при каких обстоятельствах (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и др.);
б) относительные права и свободы, которые могут быть ограничены (свобода передвижения, избирательное право и др.).
5. В зависимости от времени провозглашения различают три поколения прав:
а) гражданские и политические права, призванные ограждать человека от незаконного вмешательства со стороны государства и иных субъектов;
б) социально-экон. права, призванные гарантировать человеку относительно обеспеченную жизнь;
в) коллективные (солидарные) права или права народов.
6. Самой разработанной и распространенной является класс-ция по наиболее важным сферам общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы:
а) личные права и свободы – возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразию и автономию личности (право на жизнь, охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, частной жизни и жилища, национальную идентификацию, свобода совести, передвижения);
б) политические права и свободы – возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом (право на объединение, равный доступ к гос. и муниц.службе, участие в ведении гос.дел, проведение публичных мероприятий, участие в отправлении правосудия, право петиций, свобода мысли, слова и информации);
в) социально-экономические права и свободы – возможности личности в сфере производства и распределения социальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека (право частной собственности, на свободу труда, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, образование, свобода экономической деятельности);
г) культурные права и свободы – возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на личную культурную самобытность, приобщение к культурным ценностям, гуманитарное и художественное образование, собственности на историко-культурные ценности, создание творческих союзов, свобода творчества).


3 вопрос

Любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства предписаний. Это означает наличие круга взаимных прав и обязанностей индивида и государства. Каждое государство (Россия в том числе) закрепляет в законодательстве перечень обязанностей тех, кто проживает на его территории. Конституция РФ содержит:
- перечень обязанностей, распространяющихся на любого человека, находящегося на его территории;
- обязанности только российских граждан, например, воинская обязанность.
Гражданин – это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.
Конституция РФ распространяет на всех следующие обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы
- не нарушать права и свободы других лиц
- платить законно установленные налоги и сборы
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- заботиться о сохранении исторического и культур. наследия, беречь памятники истории и культуры
- родительские обязанности
- обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
В обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности, в том числе:
- обеспечение реальности закрепленных в Конституции прав и свобод
- обеспечение безопасности личности и ее собственности
- восстановление нарушенных прав и свобод
- устранение препятствий к их осуществлению
- обеспечение охраны и защиты прав и свобод от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов
- защита гражданина государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Для правового государства характерно строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. Согласно Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой юридическую ответственность должностных лиц (ч.3 ст.41),  а также решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46).
В свою очередь, свобода личности не является абсолютной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение каждым его обязанностей перед государством и обществом. Нарушение запретов и неисполнение обязанностей влечет за собой применение государством мер юридической ответственности.


4 вопрос

Различают внутригосударственный и международный механизмы защиты прав человека.
Внутригосударственный механизм защиты прав человека включает:
1. Судебную защиту (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ);
2. Институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
3. Конституционный Суд РФ, в который с жалобой может обратиться участник уголовного, административного или гражданского процесса за защитой конституционных прав и свобод. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело.
4. Прокуратуру РФ, осуществляющую деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина путем выявления, предотвращения, пресечения и устранения фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда.
Международная защита прав человека осуществляется специальными органами, осуществляющими международный контроль за деят-тью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека: на универсальном уровне – в рамках ООН, на региональном уровне – в рамках Евросоюза, СНГ и др.
 В системе ООН существует разветвленная структура институтов и организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека. Это - Генеральная Ассамблея и ее вспомогательные органы, Центр по правам человека (в составе секретариата), Верховный комиссар ООН по правам человека (должность учреждена в 1993 году), Совет по правам человека (учрежден в 2006 году, заменил Комиссию по правам человека, которая функционировала с 1946 по 2006 гг. и была упразднена по причине политизации ее деятельности), а также специализированные органы на основе отдельных конвенций (комитеты по ликвидации расовой дискриминации, по правам человека, по экономическим, социальным и культурным правам, по ликвидации дискриминации женщин, против пыток и др). Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.
На региональном уровне выделяют шесть систем по защите прав человека: европейскую, межамериканскую, африканскую, арабскую, азиатскую и систему, существующую в рамках СНГ. Все региональные системы действуют на основе специального документа, закрепляющего основной перечень прав человека для конкретной региональной системы: арабская и африканская региональные системы действуют на основе Хартии по правам человека; региональная система СНГ, межамериканская и европейская системы действуют в соответствии с конвенциями, азиатская региональная система действует на основе Азиатской декларации прав человека.
Наиболее действующими и эффективными признаются европейская, межамериканская и африканская региональные системы, так как в других системах (арабской, азиатской и системе СНГ) нет судебного органа, основополагающего для функционирования региональной системы.
Европейский Суд по правам человека – региональный международный орган, куда могут обращаться государства-участники, неправительственные организации, группы лиц, отдельный личности, которые стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Его решения окончательны и обязательны для государств-участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Гос-во, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.
В 1996 г. Россия вступила в состав Совета Европы, в 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). 
В 2015 году Конституционный Суд РФ решил, что Европейская конвенция и решения Европейского Суда по правам человека не могут отменять приоритета Конституции РФ. Поэтому их реализация в РФ возможна только при условии признания за Конституцией РФ высшей юридической силы. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о противоречии решения Европейского Суда по правам человека Конституции РФ, оно не подлежит исполнению. 
Внесение изменений в Конституцию РФ в 2020 году закрепило следующее дополнение к ст. 79: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
25 февраля 2022 года Комитет министров СЕ решил приостановить права РФ в Комитете и в Парламентской ассамблее СЕ. В ответ МИД РФ сообщил о запуске процедуры выхода страны из Совета Европы. Международные договоры Совета Европы, в том числе Конвенция 1950 г., прекратили действие в России с 16 марта 2022 года.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога