Тема: Механизм государства

1. Понятие и структура механизма государства.

2. Государственный аппарат. Понятие, признаки и классификации государственных органов.

3. Государственная власть, формы и методы ее осуществления.

4. Прямое правление в механизме государства.

5. Теория разделения властей и ее социально-политическое значение.

6. Законодательные органы в механизме государства.

7. Исполнительные органы в механизме государства.

8. Судебные органы и правоохранительная система в механизме государства.


1 вопрос.

Правовая категория «государство» обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью его механизма, то есть обладая различными формами, выполняя определенные функции, государство должно быть представлено в виде системы органов и учреждений, выполняющих эти функции.

В отечественной теории и практике понятие механизм государства стало применяться в 20-30 годах XX века после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Сегодня это понятие сохраняет свое место в понятийном ряду ТГП. Правда, оно используется преимущественно в российской юридической науке, а не зарубежной. Западная традиция предполагает использование таких понятий как государственная власть, институты государства, форма правления.

Механизм государства - это система государственных органов и организаций, практически осуществляющих руководство обществом, реализующих задачи функции государства. Механизм является структурным олицетворением государства. Механизм определяется сущностью государства, на него воздействуют состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается механизм государства и вносятся необходимые изменения. Механизм государства на каждом этапе развития общества меняется адекватно изменениям в функциях, задачах, сущности государства.

Все органы, организации, объединения граждан, функционирующие на территории той или иной страны, можно разделить на 2 группы: занятые в той или иной мере осуществлением государственных функций и не занятые в них. При этом первые в совокупности образуют политически организованное общество, каковым и является любое современное демократическое государство, а вторые - неполитическое общество, которое принято именовать гражданским. Вот это политически организованное общество и образует механизм государства, точнее механизм осуществления публичной власти.

В учебной и научной литературе нередко содержится анализ соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства». Имеются следующие точки зрения:

1.    Большинство ученых считают, что механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), а также государственные организации (учебные, научные, лечебные и др.), государственные предприятия и так называемые материальные придатки (армия, органы охраны правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др.). А государственный аппарат - это только система гос-ных органов.

2. Существует также научная позиция, в соответствие с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии.

3.  Отдельные авторы считают понятия «аппарат государства» и «механизм государства» примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры. Другие в аппарат государства включают только те структурные подразделения, которые обслуживают работу государственных органов.

4.  Механизм и аппарат государства соотносят также в узком и широком смысле. В широком смысле госаппарат совпадает с определением механизма государства, тождественно ему, а в узком - под госаппаратом понимают только аппарат государственного управления.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе, так и от отдельно взятых государственных органов и организаций:

1. первичными структурными элементами механизма являются государственные органы и организации;

2.  иерархическая соподчиненность друг другу образующих его государственных формирований;

3. целостность, обеспечиваемая едиными принципами организации и деятельности государственных органов и организаций, едиными целями и задачами их деят-ти;

4. для обеспечения государственно-властных велений он имеет материальные и организационные средства: орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи - вооруженные отряды людей, тюрьмы и т.п.;

5.    наличие определенных полномочий у каждого государственного формирования;

6.    при помощи механизма практически осуществляется власть и реализуются функции государства. Между механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. С одной стороны, функции государства осуществляются при помощи механизма государства, посредством деятельности всей системы взаимосвязанных государственных органов и организаций. С другой стороны, от функций государства зависит структура механизма государства, они влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности государственных органов и организаций.

Структура механизма государства:

1.  Государственный аппарат - это система государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти

2. Государственные учреждения - это организации, осуществляющие непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения реализуют социально-культурные функции в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения.

3.Государственные предприятия - это организации, осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц и извлечения прибыли.


2 вопрос.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. На структуру, принципы формирования госаппарата влияют экономические, политические, социокультурные, исторические факторы. На разных этапах существования госаппарат претерпевает различные изменения, связанные с изменениями в сущности и функциях государства. 

Структурными элементами госаппарата являются государственные органы: законодательные, исполнительные, судебные, правоохранительные.

Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено госаппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов именуется государственной службой, которую осуществляют лица, имеющие статус государственных служащих.

Признаки государственных органов:

1.  формируются по воле государства и представляют его интересы, осуществляют свои функции от имени государства;

2. создаются и функционируют на основе нормативно-правовых актов, определяющих задачи деятельности гос. органов, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, регламентирующих компетенцию, порядок их деятельности, взаимоотношений с другими гос. органами и организациями и т.д.;

3. наряду с функциями государства и задачами, стоящими перед государством, реализуют свои специфические задачи и функции;

4.  наделяются полномочиями государственно-властного характера;

5.    применяют в случаях, установленных законом, меры гос. принуждения;

6.    издают правовые акты нормативного или индивидуального характера;

7. имеют организационную и материальную основу своей деятельности.

Классификации гос. органов проводятся по различным основаниям:

1. по принципу разделения властей: законодательные (парламент), исполнительные (правительство), судебные.

2. по формам государственной деятельности: органы государственной власти (парламент), органы государственного управления (министерства), органы правосудия, органы прокуратуры.

3.  по источнику формирования: первичные (избранные народом, например, парламент) и производные (сформированные другими государственными органами, например, правительство).       

4.  по характеру компетенции: органы общей компетенции (правительство) и органы специальной компетенции (министерства).

5. по порядку реализации власти: единоначальные (губернатор) и коллегиальные (краевая или областная администрация).

6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура) и временные (комиссии при Государственной Думе РФ).

7. по организационно-правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные

8. по иерархии и территориальной сфере деятельности: центральные (МВД РФ), региональные (МВД РД), местные (районные отделы полиции)

В РФ действует также система органов местного самоуправления, которые призваны решать вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти.

Принципы организации и деятельности государственных органов:

1. демократизм - широкое участие народа в формировании и функционировании соответствующих государственных органов;

2. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3. гласность и открытость - информированность граждан и организаций о практической деятельности государственных органов;

4. профессионализм и компетентность - использование квалифицированных работников, для которых управленческая деят-ть является основной профессией, чтобы они на высоком профессиональном уровне решали основные вопросы гос-ной жизни в интересах населения страны;

5. законность - строгое и неукоснительное исполнение всеми государственными органами и должностными лицами всех нормативно-правовых актов;

6. гуманизм - человек с его интересами должен находиться в центре внимания государства;

7. национальное равноправие - доступ к замещению должностей в государственных органах должен быть предоставлен всем лицам, независимо от национальной принадлежности;

8. подотчетность нижестоящих государственных органов перед вышестоящими;

9. сочетание единоначалия и коллегиальности - вопросы, носящие принципиальный характер, должны решаться коллегиально, а вопросы оперативного характера по реализации решений этих коллегиальных органов должны решаться на основе единоначалия.


3 вопрос.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей в помощью каких-либо средств (источников власти). Источниками власти могут быть сила, положение в обществе, богатство, знание, информация, право, наличие организаций (партий) и т.д. Разновидностью социальной власти является государственная власть.

Государственная власть - это руководство обществом, осуществляемое государственным аппаратом при опоре на специальные принудительные учреждения.

Признаки государственной власти:

1. публично-политический характер, то есть осуществляется особым слоем людей, стоящим над обществом. В демократическом обществе гос. власть имеет над собой верховную власть народа, является одновременно объектом и субъектом власти. Но даже в таком обществе нет полного совпадения властвующих и подвластных, так как в этом случае гос. власть утратила бы политический характер, превратилась бы в непосредственно общественную без государственных органов и управления.

2. осуществляется государственными органами, наделенными государственно-властными полномочиями.

3.   реализуется через гос. управление - целенаправленное воздействие гос.органов на общество в целом, его отд-е сферы для выполнения стоящих перед обществом задач.

4.   универсальность государственной власти, то есть общеобязательность ее велений, распространение их на всю территорию страны и ее население.

5. независимость гос. власти от какой-либо власти внутри страны и на межд. арене.

6. единство гос. власти, то есть ее способность формулировать общезначимые для населения стратегические цели и определять способы их достижения в направлениях деятельности каждого гос. органа.

В демократическом государстве гос. власть должна обладать дополнительными признаками:

7.  разделение ветвей власти на основе тех функций, которые они выполняют

8.  легальность, то есть гос. власть должна быть законно избранной населением, а не узурпированной кем-либо.

9.  легитимность гос. власти - это социальное признание ее права на руководящую роль в обществе, то есть население должно ей доверять.

Формы осуществления государственной власти - это внешнее практическое выражение деятельности государственных органов. Выделяют правовые и неправовые формы.

Правовые формы - это деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. К правовым формам относятся правотворческая (направленная на установление, изменение и отмену правовых норм), правоисполнительная (направленная на обеспечение исполнения правовых норм) и правоохранительная деятельность (направленная на охрану правовых норм от нарушений).

Неправовые формы называют организационной деятельностью государства. Она не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, но должна быть основана на праве. К организационным формам относятся организационно-регламентирующая (текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение деятельности органов государства: подготовка документов, организация различных мероприятий, подбор и расстановка кадров, организация выборов), организационно-хозяйственная (текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение, выполнение государственных функций: снабжение, сбыт, учет, статистика и т.д.), и организационно-идеологическая деятельность (повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства: разъяснение законов, формирование общественного мнения, поднятие престижа власти и т.д.).

Методы осуществления государственной власти - это способы и средства проведения государственной воли. Долгое время считалось, что при проведении своей воли государство использует два основных методы воздействия на общественные отношения: убеждение и принуждение. В настоящее время исследователи считают, что усложнение управления, обществом требует разнообразия управленческих методов:

1. метод нормативно-правового регулирования

2. метод рекомендаций, то есть ориентация на вариант поведения, желательный с точки зрения государства

3. метод поощрения, то есть стимулирования общественно-полезной деятельности

4. метод договорного регулирования применяется при распределении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами

5. метод контроля применяется при лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций, стандартизации продукции, выдаче сертификатов, удостоверяющих ее качество

6. метод надзора применяется прокуратурой в выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка

7. метод информационного влияния на общество реализуется путем оповещения населения о принятых государственных решениях,  путем ведения идеологической работы и т.д.

8. метод принуждения используется при нарушении общеобязательных государственных предписаний.


4 вопрос.

При осуществлении власти народ может принимать участие в форме прямой и представительной демократии. 

Прямое правление - это правление народа, осуществляемое им непосредственно. Именно народ является субъектом высшей государственной власти, не ограниченной никакой другой властью. По мере демократизации общества все более совершенствуются формы непосредственного участия населения в осуществлении власти. 

В настоящее время формами прямого правления являются: свободные выборы, референдумы, митинги, демонстрации, обращения в государственные органы.

Но весь народ не может принимать участия в формировании и осуществлении государственной воли, для этого существует понятие избирательного корпуса или электората, то есть население и избирательный корпус - понятия не совпадающие. 

Избирательный корпус - юридически обособленная совокупность людей, которая обладает правом через непосредственное и окончательное волеизъявление формировать высшие органы государственной власти и решать вопросы государственной и общественной жизни от имени народа и нации.

Каждое государство в процессе исторического развития и демократизации общества определяет условия включения в электорат - цензы. Так, в РФ для участия в выборах необходимо наличие российского гражданства, достижение совершеннолетия, дееспособность, ненахождение в местах лишения свободы по приговору суда.

Виды цензов:

1.  возрастной ценз - возраст, по достижении которого граждане могут участвовать в выборах и референдумах. На практике этот ценз устанавливается от 16 до 21 года, в большинстве стран мира составляет 18 лет.

2.  ценз гражданства - предоставление избирательного права только гражданам данного государства. Применяется почти во всем мире, лишь в некоторых западноевропейских государствах допускается участие в выборах в органы местного самоуправления лиц, не являющихся гражданами данного государства.

3.  ценз оседлости - установленное законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов. Установление чрезмерно высокого ценза оседлости для избирателей в ряде стран носит антидемократический и дискриминационный характер.

4.      ценз дееспособности - предоставление избирательного права только способным к осуществлению общественных функций.

5.      личностный ценз - предоставление права голоса только главам семейств (в Португалии в прошлом).

6.      квартирный ценз - предоставление права голоса только тем, кто имеет отдельную квартиру, занимает целый дом или его часть (в Англии в прошлом), имеет квартиру или снимает квартиру определенной стоимости (в Нидерландах в прошлом).

7.      образовательный ценз - предоставление избирательного права только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, зафиксированный соответствующим документом, например, в Японии этот ценз проявляется в требовании собственноручно написать имя кандидата в депутаты на избирательном бюллетене.

8.    имущественный ценз - предоставление избирательного права только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налог не ниже определенной суммы. В XIX веке был распространен повсеместно в мире, в Дании, например, лишались права голоса лица, не имеющие своего хозяйства и находящиеся на частной службе у другого лица, в настоящее время рассматривается как противоречащий принципу равноправия граждан. 

9.          ценз пола - законодательное ограничение избирательного права по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. Является одним из наиболее стойких ограничений. В XIX - начале XX века существовал повсеместно, в России отменен в 1918 году, в Швейцарии сохранился до 1971, а в Лихтенштейне - до 1976 года. До сих пор не имеют избирательного права женщины в Иордании, Саудовской Аравии, Ливии и др., ограничения в отличие от мужчин существуют в Тунисе, Португалии, Марокко. 

10.ценз национальности - предоставление избирательного права по принадлежности к определенной национальности. Ограничение активного избирательного права этим цензом в настоящее время не встречается. Сохраняются случаи ограничения пассивного избирательного права, например, по Конституции Сирии 1973 года президентом этого государства может быть лицо только арабской национальности, Конституция Туркменистана 1992 года допускает избрание президентом страны только туркмена. 

10.           расовый ценз - предоставление избирательного права только гражданам определенной расы. В последние десятилетия в мировой практике встречался очень редко, последний расовый ценз отменен в ЮАР в 1993 году.

11.    ценз принадлежности к определенному вероисповеданию (Ватикан).

12. языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательным правом необходимо владеть официальным (государственным) языком, либо одним из официальных языков или всеми официальными языками данного государства. Имеет распространение в некоторых многонациональных государствах (иногда в виде ценза грамотности).         

13. служебный или профессиональный ценз - ограничение избирательного права по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (Камерун, Сенегал и др.) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности. Установление служебного ценза мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе не совместим с активным участием в политической жизни. 


5 вопрос.

Идея разделения властей впервые была высказана Аристотелем, теоретически развита и обоснована Дж.Локком, в классическом виде разработана Ш.Л.Монтескье, а в ее современной форме воплощена в Конституции США А.Гамильтоном, Дж.Мэдисоном.

В эпоху античности Аристотелем выделяется три элемента политического устройства: законосовещательный орган государства, магистратуры, судебные органы. В Афинах соответствующие полномочия осуществляли Народное собрание, коллегии архонтов и стратегов, Ареопаг.

Большинство исследователей основоположниками теории разделения властей называют Локка и Монтескье. Вместе с тем, Локк рассматривал законодательную, исполнительную и федеративную власть (которая занимается вопросами внешней политики: объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях), отдельно не выделял судебную власть, считая ее составным элементом исполнительной власти.

Подробную разработку эта теория получила в 18 веке в работе Ш.Л.Монтескье «О духе законов» (1748 г.), который считал, что государственная власть должна делиться на законодательную, исполнительную, судебную и соединение всех видов государственной власти в одном лице или гос.органе может привести к тирании. Теория разделения властей в государстве призвана была обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было. В настоящее время теория разделения властей используется как теоретическая и идеологическая база против всех форм диктатуры.

Основные положения теории разделения властей:

1. Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной. Они должны взаимодополняться, но ни в коем случае не пересекаться, не накладываться одна на другую.

2.         Разделение властей представляет собой гораздо большее, чем просто обеспечение разделения гос. органов, оно должно сопровождаться системой сдержек и противовесов, то есть гос. органы должны быть связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов возможность контролировать другие органы с целью избежать узурпации власти одной из ее ветвей.

3.         Гос. органы, действующие на основе этого принципа, обладают самостоятельностью в осуществлении своей деятельности, так как они реализуют свои специфические задачи и функции в той или иной сфере, в связи с чем наделяются властными полномочиями.

4.         Создатели учения о разделении властей, в частности, Д.Локк, считали, что среди них все же должен быть лидирующий орган, так как между ними может возникнуть борьба за лидерство, которая может ослабить гос. власть. Д.Локк лидирующую роль отводил законодательным органам в силу их представительного характера. Исполнительная власть является подзаконной, она направлена на исполнение законов, но в ее подчинении находится большая сила - чиновничий аппарат, силовые министерства, ведомства. Это создает основу для возможной узурпации власти как раз исполнительными органами.

Таким образом, механизм современного государства, основанного на принципе разделения властей, характеризуется следующими признаками:

1.       единая суверенная власть принадлежит народу;

2.       отсутствие органа, в котором бы концентрировалась вся полнота государственной власти;

3.       разделение гос. власти на законодательную, исполнительную, судебную и разграничение компетенции между ними;

4.  относительная независимость трех ветвей гос. власти и реализующих ее государственных органов;

5. система сдержек и противовесов, которые ограничивают власть каждого гос. органа и препятствуют сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви.

Социально-политическое значение принципа разделения властей состоит в том, что такое разделение направлено:

1.     на предупреждение злоупотребления властью, сосредоточения власти в руках одного из органов, установления диктатуры. Это обеспечивается непрерывно действующим конституционным взаимоконтролем высших органов государства.

2.         на обеспечение повышения эффективности деятельности гос. органов и создание условий для роста профессионализма их работников. Это происходит в результате разделения труда между органами и специализации работы.

3. на взаимоусиление высших органов государства и повышение их авторитета в обществе. 


6 вопрос.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти.

Признаки:

1.  Законодательная власть является представительной и делегированной, так как народ делегирует (передает) часть принадлежащей ему власти государственным органам – своим представителям на определенных условиях и на определенное время.

2.          Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства.

3.          В демократическом государстве таковым является коллегиальный орган - парламент. В разных государствах он может называться по-разному.

Функции парламента:

1.       законодательная - принятие законов;

2.        представительная - представление в принимаемых законах интересов граждан государства или определенной территории;

3.   учредительная - формирование новых государственных органов и структур;

4.        контрольная - контроль за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти. Парламент имеет право дать политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Структура парламента. Парламент может быть однопалатным и двухпалатным. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. Срок полномочий верхней палаты часто более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих станах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты парламента. Поэтому верхние палаты становятся «заслоном» на пути поспешных решении нижней палаты. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых - предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

Значение законодательных органов в механизме государства. Парламент является основной формой, в которой современный народ осуществляет свой суверенитет. Парламент непосредственно образуется народом, и его решения имеют ту же силу и то же значение, как в том случае, если бы они были приняты самим народом. Поэтому законодательные органы занимают главное место в механизме государства. Они устанавливают общеобязательные требования, которые исполнительные органы должны проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебных органов. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. 


7 вопрос.

Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Признаки:

1. Вторичный подзаконный характер, то есть исполнительная власть осуществляется в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по своему усмотрению, поэтому деятельность этих органов называют подзаконной, а издаваемые ими правовые акты - подзаконными.

2.         Универсальный характер, то есть они действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.

3.         Предметный характер, то есть исполнительная власть осуществляет руководство конкретными сферами жизни общества, опирается на вооруженные формирования и большие людские, материальные и финансовые ресурсы.

4.         Организующий характер, то есть они организуют исполнение законов и подзаконных актов гражданами, общественными организациями и нижестоящими органами исполнительной власти.

Исполнительные органы - это государственные органы, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность. 

Исполнительная деятельность этих органов состоит в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и в актах вышестоящих исполнительных органов. 

Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных требований, то есть организуют и обеспечивают их исполнение гражданами, общественными организациями и нижестоящими органами исполнительной власти.

Исполнительная власть реализуется через президента, правительство, министерства, ведомства и их органы на местах. 

В РФ президент как глава государства не относится непосредственно к какой-либо ветви власти. 

Правительство – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и с помощью специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит в отставке правительства и замене его новым.

Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти: министерств, государственных комитетов, комиссий, служб и других ведомств. В пределах своей компетенции исполнительные органы наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизни общества.

Значение исполнительных органов в механизме государства. Деятельность исполнительной власти направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительные органы издают подзаконные акты, которые суды применяют наряду с законами, а также реализуют судебные решения (тюремное содержание преступников).  


8 вопрос.

Судебная власть - это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Суд - это государственный орган, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом процессуальном порядке. Суд в своей деятельности опирается на закон и только ему подчиняется. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. 

Судебная система может включать различные судебные органы. В России судебная система включает суды общей юрисдикции, конституционные, арбитражные, военные. В мировой практике встречаются и различные специализированные суды, например, административные (ФРГ, Греция, Италия, Франция, Финляндия),  экономический суд (Молдова), торговые (Франция, Финляндия, Дания), суды по трудовым спорам (Венгрия, ФРГ, Исландия, Франция, Финляндия), налоговый суд (Турция), финансовый суд (ФРГ), суды по социальным вопросам (ФРГ, Франция), суды по земельным вопросам, водопользованию, страховой, пенитенциарный суды (Финляндия), коронерский, церковный суды (Англия), суд военной авиации (Греция)  и др.

Судебными и административными органами осуществляется юрисдикционная деятельность государства. Она бывает двух видов:

1.  Субъективная юрисдикция осуществляется путем официального признания судебными органами наличия у того или иного субъекта соответствующего права и присуждения ему всего того, что связано с этим правом. Государство не возбуждает дело по своей инициативе, за судебной защитой обращается лицо, право которого нарушено. На государстве лежит обязанность установить, есть право у этого лица или нет.

2.         При осуществлении объективной юрисдикции судебный орган устанавливает, нарушен закон или нет. Эта юрисдикция осуществляется в трех формах:

-  репрессивная (уголовная ответственность);

-   восстановительная (возмещение вреда, причиненного правонарушением);

-   отменительная (отмена неправовых актов).

Значение судебных органов в механизме государства. В системе государственной власти судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим направлять деятельность законодательной и исполнительной власти в правовые рамки, то есть именно судебная власть сдерживает две другие власти в рамках конституционной, законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

Правоохранительная система в механизме государства - это система государственных органов, осуществляющих специализированную правоохранительную деятельность, направленную на обеспечение защищенности человека от противоправных нарушений. Любые государственные органы в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность, но в правоохранительную систему включаются такие государственные органы, для которых эта деятельность является основной. В РФ таковыми являются:

1.   Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением российского законодательства на всей территории страны, уголовное пресле­дование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деятельности правоохрани­тельных органов в борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами. 

2. Органы внутренних дел обеспечивают защиту прав и свобод чело­века и гражданина, общественный порядок и обществен­ную безопасность, осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскры­тию преступлений.

3. Органы расследования обеспечивают раскрытие преступлений, изобличение виновных в совершении преступлений, формирование доказательственной базы для проведения судебного разбирательства.

4. Органы безопасности осуществляют разведывательную и контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью (терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом оружия, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственного изменения конституционного строя).

5. Таможенные органы осуществляю­т защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, обеспечивают порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, взимание таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

6. Органы юстиции осуществляют проведение юридической экспер­тизы нормативно-правовых актов субъектов РФ, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней, регулирование сферы право­вого обслуживания, контроль за исполнением законодательства, правовую ин­форматизацию.

7. Государственный нотариат осуществляет различные но­тариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога