Принципы и функции юридической ответственности

Цели ЮО – это те фактические конечные результаты, которые стремится достичь государство, устанавливая меру ответственности правонарушителя, присуждая ему ту или иную меру наказания и применяя эту меру. ЮО независимо от отраслевой принадлежности преследует три главные цели:

- защита правопорядка;

- воспитание граждан в духе уважения к закону;

- предупреждение совершения правонарушений со стороны других лиц и новых правонарушений со стороны данного лица (общая и частная превенция).

Эти цели конкретизируются в функциях юридической ответственности, причем их содержание различно в зависимости от вида ответственности. Выделяют следующие функции ЮО:

1. Репрессивно-карательная (штрафная) функция свидетельствует, что ЮО является актом возмездия гос-ва по отношению к правонарушителю, реакцией общества  на вред, причиненный правонарушителем. Факт применения наказания расценивается как форма самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание предполагает наступление неблагоприятных последствий для нарушителя, оно сопровождается причинением ему духовных, личных или материальных обременений.

2. Предупредительно-воспитательная функция свидетельствует о том, что ЮО призвана обеспечить формирование у адресатов правовых норм мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и законные интересы других лиц.

3. Правовосстановительная или компенсационная функция связана с тем, что ЮО направлена на восстановление нарушенного права, возмещение причиненного ущерба, защиту ущемленного ПН законного интереса. В гражданском, семейном, трудовом праве ЮО носит компенсационный характер.

Содержание ЮО как межотраслевого правового института должно отвечать ряду принципов ЮО – основополагающих идей, исходных начал, которых следует придерживаться при возложении ЮО.

Справедливость является принципом права, основой правосудия и в полной мере относится к ЮО. Принцип справедливости подразумевает прежде всего социально-этическую оценку, определяющую запрет и санкцию за ее нарушение. Справедливость ЮО может быть оценена по соблюдению ряда критериев:

- нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания.

- нельзя вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство, что предусмотрено ч.2 ст.21 Конституции РФ: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

- за одно правонарушение лицо подлежит юридической ответственности только один раз (non bis in idem – «не дважды за одно»). Положение ч.1 ст.50 Конституции РФ о том, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» инкорпорировано нормами охранительных отраслей права. Принцип «не дважды за одно» относится к применению штрафных санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому штрафной ответственности, применяются правовосстановительные санкции, если его деянием причинен имущественный или иной вред (например, хулиган, разбивший витрину, наказывается за хулиганство и, сверх того, возмещает причиненный ущерб). Кроме того, само наказание, предусмотренное санкцией, может содержать несколько правоограничений (например, лишение свободы с конфискацией имущества).

- справедливость ЮО предполагает соразмерность правонарушения назначаемому наказанию или взысканию, то есть мера наказания должна соответствовать тяжести или общественной опасности совершенного ПН.

Принцип законности ЮО предполагает ответственность в пределах закона и на основании закона. Данный принцип включает ряд требований:

- ЮО наступает только за деяния, являющиеся противоправными, то есть запрещенными нормами права. При этом недопустимы выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при юридической квалификации деяния.

- неблагоприятные последствия для лица могут наступать только в пределах, установленных нормами права для данного вида ПН. Недопустимо определение наказания или взыскания вне пределов санкции применяемой нормы права.

- не может иметь обратной силы закон, устанавливающий ЮО или усиливающий ее, то есть он не должен распространяться на деяния, совершенные до принятия нового закона. Это нашло закрепление в ч.1 ст.54 Конституции РФ, согласно которой «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Вместе с тем, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч.2 ст.54 Конституции РФ).

- ЮО должна применяться в строгом соответствии с процессуальными требованиями закона, содержащими гарантии объективного рассмотрения и решения дела с обеспечением прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, что должно исключить принятие ошибочного правоприменительного акта и злоупотребление должностным лицом своими полномочиями. Недопустимо отступление от установленного законом порядка привлечения к ответственности под видом ускорения, упрощения, со ссылкой на чрезмерный формализм закона.

Принцип обоснованности ЮО требует соблюдения нескольких условий:

- факт совершения ПН должен быть установлен как объективная истина, то есть ПН должно быть раскрыто полно, доказательства исследованы всесторонне, вывод о совершении ПН должен быть аргументированным.

- следует доказать виновность лица, привлеченного к ЮО,  в совершении именно этого ПН.

- необходимо выявлять в каждом конкретном случае смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

- должна быть определена конкретная мера наказания или взыскания, предусмотренная зак-вом. При этом выбор меры наказания должен быть сделан с учетом всех обстоятельств дела и в пределах санкции нормы права. Штрафные, карательные санкции имеют относительно-определенный характер, позволяющий при применении наказания или взыскания учесть обстоятельства конкретного дела (особенности правонарушения, характеристика личности правонарушителя и др.). Выбор конкретной меры наказания или взыскания в пределах относительно-определенной санкции должен быть основан на тщательном изучении материалов дела и учете смягчающих и отягчающих обстоятельств. При применении правовосстановительных санкций также решается вопрос о том, было ли совершено ПН, но при конкретизации санкции рассматриваются другие проблемы: об объеме и порядке возмещения причиненного ущерба, о способе устранения противоправного состояния и т.д.

Принцип целесообразности рассматривается как соответствие избранной меры воздействия целям ЮО:

- государственно-принудительные меры должны быть индивидуализированы в зависимости от тяжести совершенного ПН, личностных качеств правонарушителя, его материального положения, обстоятельств совершения деяния. Это обеспечивается относительно-определенным или альтернативным характером санкций, что позволяет избрать меру воздействия строго индивидуально, а также учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

- возможно смягчение и даже отказ от применения мер ЮО в случае, если ее цели могут быть достигнуты другим путем. Например, ч.1 ст.75 УК РФ установлено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от УО, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.

Римские юристы считали, что эффективность наказания состоит не в его жестокости, а в его неотвратимости. Принцип неотвратимости ЮО выражается в неизбежности наказания для правонарушителя и предполагает ряд требований:

- ни одно ПН не должно остаться «незамеченным» для гос-ва. Установление запретов и санкций за их нарушение имеет смысл лишь при условии, что лица, совершившие ПН, привлекаются к ЮО и подвергаются мерам принуждения, определенным санкциям нарушенных правовых норм. Безнаказанность правонарушителей не только поощряет их к совершению новых, часто более тяжких преступлений, но и подает дурной пример другим лицам, особенно неустойчивым. Поэтому одной их важных проблем являются обязательная и своевременная регистрация сведений о ПН, возбуждение уголовных дел по факту каждого преступления.

- принципиально важное значение для обеспечения принципа неотвратимости имеет фактор времени. Применение мер ЮО за совершенное ПН должно быть быстрым и оперативным, то есть необходимо осуществление наложения взысканий в течение сроков давности (предельного срока, в течение которого ведется поиск правонарушителя в целях его наказания), установленных зак-вом для преступлений и проступков. Если поиск правонарушителя завершается за пределами этого срока, ЮО по отношению к нему применена быть не может. Такая позиция законодателя определена целью установления ЮО. Первично не само наказание, а обеспечение нормального общественного порядка. Если виновное лицо без применения к нему ЮО стало на путь исправления, т.е. не совершило в последующем новых ПН, то и целесообразность наказания его за прошлое деяние отпадает. Правда, уголовный закон предусматривает ряд особо тяжких преступлений, не имеющих ограничений срока давности, но это обусловлено исключительной тяжестью совершенного деяния.

- неотвратимость ЮО предполагает налаженность работы правоохранительных органов, а также высокий профессионализм, компетентность и добросовестность персонала правоохранительных органов, основной задачей которых является пресечение ПН, расследование обстоятельств их совершения и привлечение к ЮО.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога