Понятие, принципы и виды правотворчества

Нормативные акты, в которых содержатся нормы права, создаются в обязательном порядке. Однако право формируется естественноисторически, независимо от воли законодателя. Принятие НПА не происходит стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа. Правотворчество является конечной стадией правообразования. В правообразовании можно выделить два основных этапа:

1. возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс).

2. правотворческая деятельность компетентных государственных органов (сознательно-волевой процесс). Именно эта сознательная, официальная деятельность и будет далее рассматриваться.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов (в случае референдума – народа) по изданию, изменению и отмене правовых норм.

ПТВ деятельность основана на базе общих принципов, представляющих собой основные начала этой деятельности:

1. принцип законности означает, что данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов, НПА должны приниматься в пределах компетенции ПТВ органа с соблюдением установленного порядка подготовки, принятия и опубликования актов, а также формы принимаемых актов.

2. принцип демократизма характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе.

3. принцип гласности означает открытость ПТВ процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации в обществе.

4. принцип гуманизма означает направленность ПТВ акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение его духовных и материальных потребностей.

5. принцип научности проявляется в соответствии ПТВ потребностям общественного развития, его научной обоснованности, в учете и использовании достижений науки и техники, привлечении к подготовке проектов ученых, изучающих социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества.

6. принцип профессионализма означает, что заниматься подобной деятельностью должны компетентные специалисты соответствующих отраслей общественной жизни, имеющие профессиональную подготовку, опыт работы и достаточные знания.

7. принцип планирования дает возможность избежать непродуманного ПТВ, рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного уровня, провести подготовительные мероприятия, в том числе консультирование с учеными и научными учреждениями.

8. принцип системности означает, что вновь принимаемые акты должны вписываться в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не дублировать их.

9. принцип оперативности предполагает своевременность издания НПА.

10. принцип исполнимости отражает необходимость при подготовке проекта НПА и его принятии учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит НПА действовать, быть реализованным.

Классификации правотворчества проводятся по различным основаниям. Виды ПТВ в зависимости от субъектов ПТВ, характеру ПТВ полномочий, способу принятия НПА:

1. ПТВ компетентных государственных органов – это основной вид ПТВ. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют юридическую силу принимаемого им НПА. Выделяют законотворчество парламента, подзаконное ПТВ исполнительных органов, в странах англосаксонской правовой системы – ПТВ судебных органов.

2. непосредственное ПТВ народа осуществляется в форме референдума – голосования граждан по наиболее важным вопросам общественной жизни. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным, обладает высшей юридической силой, не нуждается в дополнительном утверждении и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен другой срок.

3. ПТВ отдельных должностных лиц (президента, губернатора, министра и др.).

4. делегированное ПТВ – это осуществление ПТВ деятельности государственными органами и общественными организациями по поручению компетентных государственных органов. Оно имело место в СССР, когда государство передавало ПТВ полномочия профсоюзам. В настоящее время практика делегированного ПТВ распространена в Англии, где парламент передает правительству право издания законов по определенному кругу вопросов, и в России, где органы местного самоуправления принимают акты местного значения по поручению органов государств. Власти дя решения вопросов местного значения.

5. локальное ПТВ – это ПТВ государственных учреждений и организаций.

6. санкционированное ПТВ – это утверждение государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями.

7. договорное ПТВ – заключение соглашений (конституционных, внутрифедеральных, управленческих) между различными государственными органами по установлению, изменению или отмене правовых норм. Разновидностью договорного ПТВ является заключение коллективных соглашений между работодателями и работниками.

Таким образом, субъектами правотворчества выступают государственные органы, народ, негосударственные структуры, принимающие НПА по поручению компетентных госорганов (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.). Особенности правотворчества зависят от принадлежности к определенной правовой системе, территориального устройства, политического режима, формы правления, национальных особенностей.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога