Правовая культура

Существует два основных подхода к пониманию правовой культуры:

1. В широком смысле это совокупность всех правовых явлений и институтов в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности гос. органов, должностных лиц. В широком смысле правовая культура тождественна правовой системе общества.

2. В узком смысле понимание правовой культуры связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.

Правовая культура – это обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

В отечественной юридической науке существуют две точки зрения на то, что является основой и содержанием правовой культуры:

1. Большинство ученых считают, что правовая культура характеризует аксиологический аспект права – его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения населения и власти, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, правосознание в позитивных (развитых) формах его выражения и т.п. Таким образом, основой и содержанием правовой культуры общества и личности выступают правовые ценности, концентрирующие в себе положительный опыт правовой организации жизни людей.

2. Существует научная позиция, что прав. культура может быть охарактеризована с точки зрения двух аспектов: аксиологического и социологического. В социологическом смысле в прав. культуру входят любые – позитивные и негативные – продукты их социально значимой деят-ти. По мнению сторонников этого подхода его значимость состоит в том, что он позволяет, с одной стороны, избежать опасности идеализирования, характерного для аксиологического понимании прав. культуры, с другой стороны, избежать излишней прагматичности, характерной для социологического понимания.

С точки зрения носителей правовой культуры она подразделяется на следующие виды:

1. Правовая культура общества – это разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. Исследователи выделяют различные содержательные элементы правовой культуры общества: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

2. Правовая культура личности – это степень и характер правового развития личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности. Выделяют различные элементы правовой культуры личности, среди них: глубокое знание действующих законов; соблюдение, исполнение, использование НПА; убеждение в необходимости, полезности, целесообразности НПА; правильное понимание правового статуса личности; правовая активность и продуктивная деятельность по укреплению правопорядка; способность противостоять факторам, деформирующим правосознание. Правовая культура личности проявляется на обыденном, профессиональном и теоретическом уровнях.

Функции правовой культуры: познавательная, регулятивная, оценочная, воспитательная, коммуникативная, прогностическая. Отдельные авторы выделяют также функции ценностно-нормативную, преобразовательную, правовой социализации и др.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога