Государство и другие элементы политической системы общества (профсоюзы, церковь, местное самоуправление, СМИ)

Государство и церковь.

Религиозная организация (церковь) – это объединение людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии. Религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества и участвуют в полит. жизни, верующие и церковные служители как граждане гос-ва участвуют в избирательных кампаниях, в референдумах. Государство регулирует своими законами деят-ть религиозных организаций. В РФсогласно ФЗ от 11.07.2001 г. «О политических партиях» не допускается создание политических партий по религиозной принадлежности. Но в мире много примеров полит. партий религиозного толка, например, в Бельгии Социально‑христианская партия, Христианская народная партия, в Италии – Христианско‑демократическая партия и т.д.

В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государства светские, воинственно-атеистические, теократические и клерикальные.

         Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности (Россия, Франция, Германия). Например, ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, но охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует ее наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Большинство светских государств исходят из признания свободы совести и вероисповедания, т.е. признания права человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, распространять свои религиозные убеждения, равноправия религий и церквей, запрета любых привилегий и любой дискриминации по религиозным мотивам.

         Воинствующий атеизм был характерен для СССР, где свобода совести понималась как право не исповедовать никакой религии, а распространение религиозных убеждений каралось государством. Воинственно-атеистические система СССР применяла открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной и обрядовой жизни общества, разрушения культовых сооружений.

В теократическом государстве государственная власть принадлежит церкви, глава государства является одновременно и верховным священнослужителем (Ватикан).

     Клерикальное государство с церковью не слито, но церковь через законодательно установленные институты влияет на государственную политику (Великобритания, Норвегия, Дания, Израиль, исламские государства). Существует государственная церковь, тесно сотрудничающая с государством в различных сферах жизни, прежде всего в политике. Все руководящие государственные должности могут занимать лица, исповедующие государственную религию, глава государства дает религиозную клятву при вступлении в должность. Церковь представляет свои интересы в различных органах государства (В Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов), занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда регулирует брачно-семейные отношения, обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции, получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Государство и СМИ.

Информированность общества – это один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан информацией осуществляется путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а также правового регулирования условий и гарантий этого процесса. Особое значение принадлежит массовой информации, собираемой и распространяемой информ. агентствами, газетами, журналами, радио и телевидением.

Первоначальное назначение СМИ – предоставлять обществу сведения различного характера, удовлетворяя естественную потребность людей в познании окружающего мира. Вместе с тем подача информации предполагает ее отбор и интерпретацию, что всегда говорит о каких-то ценностных предпочтениях органа СМИ. Поэтому СМИ, давая информацию населению, формируют его сознание в том или ином направлении. Эта способность СМИ влиять на формирование общественного мнения и делает их заметным субъектом полит. жизни.

Гос-во посредством СМИ разъясняет свою политику, внедряет в сознание масс ценностные стереотипы, позволяющее более эффективно и целенаправленно осуществлять соц. управление. Общество посредством СМИ передает свои претензии к власти, формулирует свои интересы.

В отличие от других элементов ПС СМИ редко бывают самостоятельными в финансовом, а соответственно в идеологич. отношении. Как правило, за СМИ могут стоять гос-во, партия, профсоюз, церковь или крупный бизнес. Поэтому независимость СМИ есть известная условность, призванная поддерживать в обществе одну из демократических иллюзий. На деятельность СМИ также серьезные ограничения накладывает гос-во (например, в условиях войны, других чрезвычайных ситуаций), а также господствующие в обществе социальные нормы (мораль, религия, традиции, обычаи).

Характер влияния СМИ на общественное мнение и полит. жизнь во многом зависит от формы контроля за их деят-тью. Причем установление жесткого экономического и политического контроля со стороны определенных групп над СМИ ведет к деформации их деят-ти. Контроль гос-ва над СМИ может быть:

1. косвенным, например, одним из средств государственного воздействия на частные СМИ является регулирование публикации рекламы. Например, в Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени.

2. прямым, то есть СМИ могут быть объектом гос. собственности, не иметь прав юридического лица и финансироваться из гос. бюджета. Государственная организация преобладает во Франции: гос. руководство радиовещанием и телевидением осуществляется Национальной комиссией по коммуникации и свободам, которая представляет собой независимый административный орган из 13 членов, назначенных гос-вом.

3. опосредованным, например, общественно-правовая модель организации СМИ, предусматривающая их финансирование за счет специального налога с граждан. Являясь самостоятельными, самоуправляющимися юридическими лицами, СМИ находятся под общим контролем советов, состоящих из представителей важнейших общественных организаций, например, в ФРГ (хотя в этой стране существует и частное вещание, а пресса полностью находится в частном владении).

Согласно соц. исследованиям, телевидение занимает главное положение в структуре российских СМИ. Согласно Указу Президента РФ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» от 24.06.2009 г. 10 телеканалов обязательны для вещания на всей территории страны, из которых 6 телеканалов напрямую принадлежат гос-ву, а оставшиеся 4 косвенно им контролируются (НТВ и Матч ТВ входят в медиахолдинг «Газпром-Медиа», который аффилирован рядом гос. компаний; треть акций Петербург - 5 канала, владеет которым «Национальная Медиа Группа», принадлежит Правительству Санкт-Петербурга; «Общественное телевидение России» (ОТР) имеет статус автономной некоммерческой организации, но полностью финансируется гос-вом, а его директор назначается на должность президентом страны).

Сегодня интернет является в России вторым по значению каналом распространения общественно-политической информации. Большая часть самых посещаемых СМИ находится в частной собственности, но совокупная аудитория отличается не столь значительно: 80 млн - у частных медиа, 45 млн - у государственных. Однако в России формально даже частные СМИ сказались под существенным влиянием гос-ва. В условиях переходного полит. режима России гос-во фактически является монополистом на рынке СМИ, обладая при этом целым набором методов и инструментов, которые позволяют воздействовать на российские медиа и общественное мнение. За последние несколько лет Гос. Дума РФ приняла несколько законов, регулирующих деят-ть СМИ. Например, ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» от 28.12.2013 г. позволил Генпрокуратуре во внесудебном порядке выносить решение о блокировке интернет-ресурсов, которые распространяют призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности и участию в нелегальных собраниях.

Таким образом, сегодня у полит. режима РФ есть достаточно ресурсов (финансовых, правовых и административных), обеспечивающих возможность выстраивать информационную политику, в которой СМИ выступают в роли агента гос-ва.

            Государство и профсоюзы.

Профсоюзы – это массовая общественная организация наемных работников, основанная на общности их трудовых интересов, имеющая целью улучшение условий жизни и труда работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу.

Признаки   профсоюзов:

1. являются наиболее массовыми обществ. организациями (по разным оценкам, в начале 90-х годов 20 века число участников мирового профсоюзного движения составляло 40-45 % общей численности наемных работников);

2. представляют социально-экономические интересы трудящихся: добиваются улучшения условий труда, повышения зарплаты и т.п.;

3. хотя основной сферой их деятельности является экономика, они могут оказывать решающее влияние на политические события в стране (организация и проведение забастовок, выдвижение требований о принятии нового зак-ва, оказание поддержки тем или иным полит. партиям и т.д.). Истории известны случаи трансформации профсоюзов в политические партии, например, «Солидарность» в Польше.

В зависимости от взаимоотношений с государством профсоюзы делятся на свободные и официальные, т.е. политическая роль профсоюзов различается в зависимости от полит. режима.

При тоталитарном режиме профсоюзы – это официальные организации, зависимые от гос-ва и правящей партии. Гос-во их поддерживает, направляет их деятельность и даже передает им часть своих полномочий, например, в СССР Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС обладал законотворческими и контрольными функциями в сфере трудовых отношений. Но профсоюзы были ограничены в других политических правах, в частности, в возможностях призвать работников к забастовке или какому-то другому протесту против власти.

В демократических гос-вах профсоюзы свободны и являются активными участниками полит. жизни общества. Выступая от имени трудящихся, они могут оказывать давление на законодательные и исполнительные органы власти. Поэтому гос. органы активно сотрудничают с профсоюзами, заключают с ними соглашения о социальном партнерстве, взаимном сотрудничестве, а партии борются за их голоса на выборах.

В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах профсоюзы выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергетиков, нефтяников и т.д.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труда, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в полит. жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя гос-во попеременно удовлетворять требования в то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим проблемам.

Государство и МСУ.

Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального коллектива (сообщества) и его выборных органов по управлению его делами. Органы местного самоуправления возникают для решения так называемых местных дел: бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни.  Это различные муниципалитеты, советы, собрания, сходы и т.п.

Практически в каждом обществе возникает вопрос, представляют ли органы самоуправления самый глубинный слой органов государственной власти или это отдельные от государства, но взаимодействующие с ним специфические организации управления делами общества. Этот вопрос в разных ПС решается по-разному.

Конституция РФ отделяет местное самоуправление от органов государственной власти и передает ему самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Осуществляется МСУ гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.

Возможно возложение на органы МСУ задач государственного управления. Осуществляя эти задачи, соответствующие органы действуют уже не в качестве МСУ, и они могут быть обязаны выполнять указания вышестоящих государственных органов. Когда же они осуществляют функции МСУ, гос. органы не вправе давать им обязательные к исполнению указания по реализации этих функций, за исключением случаев участия в осуществлении финансируемых государством программ, прежде всего социальных (образования, здравоохранения и т.п.).

Современные требования к самоуправлению заключаются в признании демократического способа формирования МСУ как единственно возможного, а также в обеспечении политической, административной и финансовой самостоятельности местных выборов.

Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества от его имени и им самим. С современных демократических государствах МСУ объединяет людей вокруг решения общих для них местных проблем, знание которых определяется самими условиями жизни людей. По мнению специалистов, 80-85 % жизненных потребностей человека обычно удовлетворяются на уровне города или села, в котором он живет. Никто извне не заставляет людей решать эти проблемы, они сами в этом непосредственно заинтересованы и сами должны их самостоятельно разрешать.

В ходе муниципальных выборов осуществляется формирование основных органов МСУ. Их специфика состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным организациям, так и органам государства. Они не входят в систему органов государственной власти, образуются непосредственно населением для решения местных задач. Государство может осуществлять контроль за МСУ, но только в порядке и случаях, предусмотренных конституцией или законом. В частности, законодательством ряда стран предусмотрено, что он осуществляется в целях обеспечения законности или соблюдения конституционных принципов, а там, где целесообразно, - при выполнении органами МСУ делегированных им функций.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога