Теории происхождения государства

Поскольку процессы возникновения государства являются сложными, возникло множество теорий по данному вопросу.

1. Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жан Маритен) объясняет происхождение государства и права божественной волей. Теория не раскрывает конкретных путей и способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский, Конфуций) рассматривает возникновение государства как процесс разрастания семьи, власть монарха формируется на основе власти отца в семье. Теория предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства.

3. Договорная теория (Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и др.) считает, что государство возникает в результате заключения общественного договора. В силу этого договора люди передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор мыслится не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно организованную форму.

4.  Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс). Согласно ей само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьбы с соседями) в единый организм – государство. В нем правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы.

5. Теория насилия (Гумплович, Каутский, Дюринг) объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими. Для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

6. Психологическая теория (Тард, Петражицкий) объясняет появление государства свойствами человеческой психики: потребностью подчиняться, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов поведения.

7. Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин) объясняет возникновение государства экономическими причинами, которые породили социальные причины – общественное разделение труда, появление избыточного продукта, частной собственности, раскол общества на антагонистические классы, классовая борьба. В силу этих факторов появляется государство как организация экономически господствующего класса для обеспечения эксплуатации другого класса.

8. Ирригационная теория (Виттфогель) объясняет возникновение государств, их первые деспотические формы связываются им с необходимостью осуществления крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и строительству гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Это приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество.

            Ни одна из теорий не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло разными путями, и на возникновение любого государства оказали влияние множество различных факторов.

 

Теории происхождения государства к экзамену (для отделения «Юриспруденция»).

На экзамене каждая теория происхождения государства будет представлена в билетах отдельным вопросом.

Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» - бог и «логос» - учение, то есть учение о боге. Она является одной из древних теорий, которая объясняет возникновение государства божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Ф.Аквинский, А.Августин, Тертулиан), идеологи ислама, современной католической церкви (неотомисты – представитель  Ж.Маритен). Они уподобляли процесс возникновения государства процессу сотворения богом мира. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей и способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы.

Достоинством теологической теории происхождения государства является то, что она правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью, и это придавало власти особый авторитет.

Недостатком данной теологической теории является то, что она опирается не на данные науки. Эту теорию нельзя доказать, равно, как и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, то есть это, в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель, предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства. Согласно объяснению Аристотеля, государство – это продукт разросшейся семьи. Являясь первичной формой организованного общения, семья затем естественным образом размножается и делится. Государство по Аристотелю – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение.

Позднее идеи Аристотеля использовались Р.Фильмером, Г.Мэном, Э.Вестермарком, Д.Мэрдоком, а в России – Н.Михайловским.

Несмотря на квазинаучный характер, патриархальная теория имела реальные основания. Семья с точки зрения складывающихся в ней отношений, в миниатюре отражала то, что в последующем восприняло государство. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Возникшее право учитывало патриархальный уклад жизни и всячески поддерживало его. Позитивным в патриархальной теории является также то, что ее сторонники, в частности Н.Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет вражды.

Недостаток патриархальной теории заключается в том, что она не подкреплена какой-либо исторической практикой. Патриархальная семья появилась вместе с государством как результат разложения родового строя. Если главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи.

Договорная теория  в отдельных своих положениях развивалась еще в VIV вв. до н.э. софистами Древней Греции. В произведениях Эпикура встречается представление о том, что «государство покоится на взаимном договоре». Главными теоретиками данной модели происхождения государства являются европейские ученые XVIIXVIII вв. Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Б.Спиноза, А.Н.Радищев и др. Пристальный интерес к данной теории объясняется тем, что многие обоснованные в ней положения были использованы в качестве структурных элементов политической программы третьего сословия (буржуазии) в ходе борьбы с королевским абсолютизмом. Представители договорной теории, исходя из отрицания божественного происхождения государства и власти монарха и основываясь на идее народного суверенитета, рассматривали государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Общественный договор мыслится не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно организованную форму. В силу этого договора люди передают часть своей свободы, своей власти государству в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. Тем самым признавалось право людей упразднить (свергнуть) правительство и государство, если они не служат их интересам.

Договорная теория происхождения государства имеет несомненные достоинства. Она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, обязаны отчитываться перед народом и могут быть смещены по его воле. Права и свободы человека признаны естественными, неотчуждаемыми, люди равны между собой и каждый их них ценен для общества. Кроме того, договорная теория впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты (договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми правителями в Венеции, Генуе, Великом Новгороде, Пскове и др.)

Однако договорная теория рассматривает государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей. Во внимание не принимаются объективные процессы, приводящие к образованию государства, следовательно, она неадекватна практике государственного строительства. Не договор является первопричиной образования отдельных государств, а конкретные экономические, геополитические и другие условия являются причиной заключения этих договоров. Кроме того, данная теория не в состоянии объяснить происхождение государства у разных народов и не соответствует современным научным представлениям о первобытном обществе («война всех против всех», «золотой век человечества»).

Органическая теория получила наибольшую известность в XIX в. в результате успехов естествознания, хотя еще Платон сравнивал государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. Представители этой теории – Г.Спенсер, И.Блюнчли, Р.Вормс, Прейс  и др., – основываясь на теории дарвинизма, трансформировали биологические закономерности (эволюцию, внутривидовую борьбу, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы.

По их мнению, человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьбы с соседями) в единый организм – государство. Государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и живой организм, то есть растет, увеличивается в размерах, усложняется в строении, размножается и умирает. В государстве все части специализируются на выполнении определенных функций. В соответствии с органической теорией в государстве все части специализируются на выполнении определенных функций. Правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборону, нападение).

Достоинство этой теории в том, что ее представители справедливо заостряют внимание на том, что государство – это результат постепенного развития, эволюции. Кроме того, между естественной природой и обществом существуют самые тесные взаимосвязи.

Однако органическая теория происхождения государства имеет очевидный недостаток. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (механики, химии, биологии и т.п.). И так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Влияние естественной природы на общественное развитие не столь однозначно, как это представляли сторонники органической теории происхождения государства.

Теория насилия возникает в XIX в. в Германии в двух вариантах – как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е.Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства.

Основоположниками теории внешнего насилия являются Л.Гумплович и К.Каутский. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одних племен другими. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному, а государство трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Л.Гумплович утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К.Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными.

Данная концепция имеет достаточно сильные стороны. Насилие, завоевание одним народом другого действительно в целом ряде случаев сопутствовало образованию государств, например, древнегерманские, венгерское и другие государства.

Однако, как показывает то же исторический опыт, процесс возникновения государства основывается на тех изменениях, которые происходят внутри общества. Завоевания одних народов другими, на примеры которых опирались в своих рассуждениях сторонники этой теории, происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. Государство нельзя навязать какому-либо народу, если отсутствуют объективные внутренние предпосылки. Насилие следует рассматривать не как причину, а как ускоряющий образование государства фактор.

Психологическая теория возникла в XIX в. в трудах проф. Петербургского университета Л.И.Петражицкого. Сторонниками этой теории являются также Г.Тард, Д.Фрэзер, З.Фрейд и др. Они объясняли появление государства свойствами человеческой психики: потребностью подчиняться, жить в рамках организованного сообщества, чувством необходимости коллективного взаимодействия, осознанием справедливости определенных вариантов поведения, стремлением людей к поиску авторитета, указаниям которого можно было бы подчиняться в повседневной жизни. Государство порождается эмоциями и переживаниями людей, без них невозможно существование устойчивых социальных групп, общества и государства. По мнению Л.И.Петражицкого, к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно, привело определенное состояние психики первобытных людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов.

Оценивая данную теорию, следует отметить, что действительно различные интересы людей, реализуемые через психику, сыграли большую роль в процессе образования государства. Особенно следует выделить положение о том, что именно из сильных, волевых по своим качествам людей уже в древнее время выделилась группа управленцев – основа будущих институтов государственного управления.

Основным недостатком психологической теории является то, что ее сторонники придавали решающее значение психологическим факторам в таком сложном процессе, как формирование государства. Общеизвестно, что психологические качества людей сами формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных факторов. Кроме того, точка зрения сторонников данной теории о врожденном стремлении людей к общению как одной из важнейших причин происхождения государства не соответствует практике государственного строительства. На протяжении всей его истории человечество сопровождали войны, борьба, вражда. Военные конфликты всегда имели и имеют место в объективной реальности в противовес чувствам солидарности и общения.

Марксистская (классово-материалистическая) теория создана К.Марксом и Ф.Энгельсом. В наиболее полном виде исторический анализ причин возникновения государства сделан Ф.Энельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория получила развитие в работах В.И.Ленина.

Марксистская теория объясняет возникновение государства экономическими причинами – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на антагонистические классы. В силу этих факторов появляется государство как организация экономически господствующего класса. Ф.Энгельс писал, что государство – это продукт общества на известной ступени его развития. Государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала бы их в границах порядка. Такой силой, вышедшей их общества, но ставящей себя над ним, все более отчуждающей себя от него, является государство.

Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. В частности, Ф.Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности – на появление и развитие государства. Ценным для того времени являлась характеристика разложения родового строя и перерастание его в государственную форму организации общества.

Недостатком данной теории является то, что недооцениваются конкретно-исторические и региональные особенности, а также иные факторы, влияющие на возникновение государства. Положения марксистской теории противоречат существу так называемого азиатского способа производства, многочисленным фактам истории (Киевское и Новгородское государства в ранний период их развития, первые скандинавские государства, государства, майя, инков, ацтеков и др.). Кроме того, понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, обедняет его содержание, игнорирует общесоциальное значение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Как показывает исторические опыт, эксплуататорские государства с течением времени смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.

Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства связана с именем современного немецкого ученого К.Виттфогеля. Возникновение государств, их первые деспотические формы связываются им с необходимостью осуществления крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и строительству гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего все общество, поскольку осуществить такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления.

Виттфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.д. Такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Кроме того, Виттфогель пытается связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.д.

Однако данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса возникновения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, в других регионах не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны. Основным недостатком этой теории является то, что возникновение государства все же первично по отношению к ирригационным работам: именно его наличие и позволяло организовывать столь крупные и скоординированные действия населения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога