Соотношение государства и права. Относительная самостоятельность государства и права

Основные подходы к вопросу о соотношении государства и права:

1. этатистский подход рассматривает право как продукт государственной деятельности.

2. естественно-правовой подход стоит на позициях догосударственного возникновения права.

3. интегральный подход придает связи государства и права характер двусторонней зависимости: государство и право образуются параллельно и друг без друга существовать не могут. Этот подход позволяет избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права.

4. позитивистский подход провозглашает идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, так как обязано подчиняться законам. При этом такое самоограничение определяется самим государством.

5. либерально-демократический подход основан на идее связанности государства правом и исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом, что должно учитываться государством при принятии новых законов.

            Воздействие государства на право:

1. государство устанавливает нормы права, т.е. осуществляет правотворческую деятельность, санкционирует нормы негосударственного характера (правовые обычаи), признает юридически обязательными фактически сформировавшиеся и существующие отношения (прецедентное право).

2. государство обеспечивает реализацию права. Государство своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами и их организациями предоставленных законом возможностей.

3. государство обеспечивает охрану права и правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право, т.е. право охраняется угрозой и силой государственного принуждения.

            Влияние права на государство:

1. право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований, и граждане воздействуют на государство с помощью права.

2. право легализует государственную деятельность, она посредством права вводится в строгие рамки юридических требований.

3. право определяет границы деятельности государства, в частности пределы его вмешательства в жизнь граждан.

4. право обеспечивает осуществление контроля за деятельностью государственного аппарата, создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

5. право выступает языком общения государства с другими государствами и мировым сообществом.

            Таким образом, государство не порождает право, а является подчиненной ему силой и средством, поддерживающим и усиливающим мощь права. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но только в той мере, в какой право это допускает.

            Относительная самостоятельность государства по отношению к праву может быть обычной и чрезмерной:

1. проявлением обычной относительной самостоятельности является то, что законодательство не всегда соответствует праву, это естественное явление.

2. чрезмерная относительная самостоятельность имеет место тогда, когда в закон вводится произвол, и государство намеренно игнорирует право в ходе законотворчества.

            Относительная самостоятельность права по отношению к государству проявляется в следующем:

1. право играет определенную роль в организации и деятельности государства, в этом смысле право предшествует государству и выполняет по отношению к нему главенствующую роль.

2. право взаимодействует с другими социальными нормами (обычаями, моралью и т.д.), их взаимное влияние остается за пределами действия государства.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога