Социальные нормы первобытного общества

В первобытном обществе существовали следующие виды социальных норм:

1. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения в течение длительного времени вошли в привычку.

2. Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения на основе первобытных представлений людей о добре и зле.

3. Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Они регулировали труд, быт, семейные отношения. Существовало 3 способа регулирования: запреты, дозволения, обязывание. Социальные нормы выражались в мифологических системах, обрядах, ритуалах.

- Ритуалы – форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество еще не владело речью.

- Обряды – это комплекс действий, визуальных и звуковых актов, заключающих в себе код общения со сверхъестественными сущностями, душами предков. По сравнению с ритуалом у обряда выше социальная значимость, сильнее психологическое и воспитательное воздействие. Если ритуалы позволяли выразить самые примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т.д.

- Мифология – совокупность мифов, то есть рассказов о богах, героях, духах и т.д., отражавших фантастические представления людей о природе и человеческом бытие. Мифы в единстве с обрядами и ритуалами играли основную социально-нормативную и  информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий труда, сведения обо всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, пищевые табу.

Можно выделить основные признаки первобытных социальных норм:

а) они исходили от рода и выражали его интересы

б) они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом

в) их непререкаемость опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними

г) не было никакого различия между правами и обязанностями: право воспринималось как обязанность, и наоборот

д) они представляли собой единые, неразделенные правила и получили в науке название «мононормы».

            Эти нормы в достаточной степени регулировали поведение людей первобытного общества. Внутреннее единство правил поведения в мононорме обусловлено недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты. Поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам обычаев, традиций или религии, они имели характер единого нерасчленного правила, подходящего под все случаи. Их главное назначение состояло в том, чтобы помочь первобытному человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога