Тема: Правовое государство

1. Возникновение и развитие идей правового государства.

2. Понятие и признаки правового государства.

3. Правовое государство и гражданское общество. Понятие и признаки гражданского общества.

4. Понятие и функции социального государства.


1 вопрос.

С момента возникновения государства ученые отмечали две его стороны:
1. С одной стороны, гос-во придает упорядоченность и организованность обществу, обеспечивает его безопасность в различных сферах, закрепляет и гарантирует права и свободы человека, обеспечивает социальное согласие. В этом случае гос-во выступает в роли слуги общества, выполняя все его поручения и обеспечивая должный обществу порядок.
2. С другой стороны, с появлением гос-ва связано появление бюрократизма, произвола, злоупотребления властью, коррупции, подавление инакомыслящих. В этом случае гос-во выступает как хозяин общества, который диктует, как ему жить, устанавливает правила и мерами принуждения обеспечивает его подавление.
     В связи с этим всегда стоял вопрос о том, как обеспечивать нужную для общества социальную роль государства, как удержать его от злоупотребления властью, которая доверена ему обществом. Рассматривая имеющиеся возможности для сдерживания государства ученые пришли к выводу, что право может выполнить эту ответственную роль, то есть деятельность государства необходимо четко узаконить. С одной стороны, государству должно быть позволено только то, что прямо указано в законе. С другой стороны, обществу и отдельному человеку должно быть разрешено все, что не запрещено законом. Нормы обычаев, религии, морали и другие социальные нормы не могут сдерживать государство с такой же эффективностью, как правовые нормы, отсюда и возникла идея правовой государственности.
           Идея правового государства в процессе своего развития прошла ряд этапов:
1. В период до XVI века были высказаны и разработаны отд. положения теории правового гос-ва мыслителями античности и средневековой Европы. Основополагающее значение господства закона в полисах, единства полиса и закона, необходимости соответствия действий власти требованиям справедливости подчеркивали в своих трудах древнегреческие мудрецы Солон, Демокрит, Аристотель, Платон и другие. Правовой подход к гос-ву был развит в творчестве римских авторов Полибия и Цицерона. Идеи античных авторов получили развитие в творчестве мыслителей европ. средневековья: Бодена, Макиавелли, Марсилия Падуанского и других. Они теоретически подготовили основы для последующих учений о неотчуждаемости естеств. прав человека, разделении властей, представительной системе и т.д.
2. В XVI-XVIII веках были обоснованы основные концептуальные положения теории правового гос-ва. В этот период в трудах Локка, Монтескье, Руссо и других мыслителей получили развитие естественно-правовые представления о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и гос-вом, о правовых формах и пределах осуществления гос. власти, о разграничении властных полномочий различных госорганов.
3. В 1-ой половине XIX века теория правового гос-ва формируется как целостная философская и политико-правовая доктрина. Философской основой идеи правового гос-ва стала идея Канта о государстве как «объединении множества людей, подчиненных правовым законам», свободе личности, взаимных обязанностях гос-ва и его гражданина, приоритетности личности и ее прав в системе ценностей гос-ва, изложенные им в работе «Метафизика нравов» (1797 г.). Термин «правовое государство» впервые употреблен в работе немецкого ученого Велькера «Основы права, государства и наказания» в 1813 году.
4. Со второй половины XIX по настоящее вроемя теория правового государства развивается как в общетеоретическом, так и в прикладном отношениях, то есть идеи правовой государственности становятся неотъемлемой частью буржуазного и современного государства и общества.
          В развитии идеи правового гос-ва в России следует выделить три периода:
1. В дореволюционный период отечественная ТГП занимала передовые позиции и не отставала от зарубежной науки в разработке идеи правового государства и отдельных ее положений.
2. В советский период теория правового государства не признавалась по идеологическим соображениям, так как право рассматривалось как явление, создаваемое гос-вом. Поэтому марксистко-ленинская наука не признает теорию естественных прав человека, верховенство права над гос-вом, разделение властей и другие положения теории правового гос-ва. В 1988 году на 19-ой конференции ЦК КПСС был взят курс на строительство правового гос-ва в СССР, но это было невозможно в силу идеологических противоречий и отсутствия экономических, политических и других объективных предпосылок.
3. В современный период с начала 90-х годов с переходом к рыночной экономике и началом демократических преобразований в нашей стране официально взят курс на формирование гражданского общества и правового государства. В Конституции РФ 1993 года отмечается, что Россия является правовым государством. Тем самым основной целью государства становится формирование правового государства.


2 вопрос.

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечиваются верховенство правового закона и взаимная ответственность государства и личности.
Из этого определения можно выделить следующие признаки:
1. Верховенство правового закона является основополагающим признаком правового государства и означает, что, во-первых, деятельность всех субъектов права и прежде всего государственных органов должна строиться на основе и в соответствии с законом, во-вторых, по своему содержанию законы должны быть правовыми, то есть справедливыми и соответствовать естественным правам человека.
2. Взаимная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством. Не только государство может требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и человек может требовать от государства исполнения его обязанностей. Главной обязанностью государства является обеспечение правовой защищенности личности.
3. Гарантированность прав и свобод личности, то есть государство должно не только провозглашать права и свободы, но и  гарантировать их, обеспечивать охрану и защиту.
4. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить какое-либо злоупотребление гос. властью. Разделение властей направлено на формирование системы сдержек и противовесов в механизме гос. власти, то есть одна власть должна нейтрализовать другую власть, когда она выходит за пределы установленной компетенции.
5. Соответствие национального (внутригосударственного) законодательства принципам и нормам международного права. Наиболее важные общечеловеческие ценности находят закрепление в нормах междунар. права, признание или непризнание этих ценностей, следовательно и норм, рассматривается в качестве критерия для оценки государства и полит. режима, поэтому достижения мировой цивилизации, отраженные в междунар. праве, должны быть трансформированы во внутригосударственное зак-во.
Действующая Конституция РФ декларировала правовое государство и закрепила его основные начала. В ст.1 говорится, что РФ является демократическим, федера-тивным, правовым государством с республиканской формой правления. Конституция не содержит определения правового государства, но в ее содержании воплощены его признаки:
1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2);
2. носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признается ее многонациональный народ (ст.3);
3. государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10);
4. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15 ч.1);
5. органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ст.15 ч.2);
6. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международные договоры РФ устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15 ч.4).


3 вопрос.

Гражданское общество и правовое государство соотносятся как содержание и форма. Правовое государство – это политическая организация гражданского общества (форма), а гражданское общество – это социальная основа правового государства (содержание).
Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, культурных, духовных, социальных), имеющих относительную самостоятельность и застрахованность от вмешательства в них гос-ва. Термин «гражданское общество» стал употребляться с XVIII в. и обстоятельно разработан в работе Гегеля «Философия права» (1821 г.), где был сделан вывод о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к гос-ву.
Гражданское общество имеет развитую структуру. В нее входят следующие составные части:
1. гуманитарный (человеческий состав общества, свободные индивиды)
2. социальный (социальные группы, слои, классы, нации)
3. экономический (экономический строй общества, формы и отношения собственности, производства, потребления, обмена)
4. духовный (наука, образование, культура, религия)
5. информационный (средства и формы информации, общественное мнение)
6. территориально-управленческий (местное самоуправление)
7. организационный (общественные и групповые объединения).
Признаки гражданского общества, отличающие его от государства:
1. гражданское общество – это горизонтальная система отношений граждан и их объединений, основанная на равенстве, свободе и личной инициативе, а государство – это руководимая единым центром вертикальная система госорганов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности.
2. цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами, а главная цель государства – охрана общества и управление им.
3. жизнь и деятельность гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены, создание и деятельность их объединений регулируется законом, но существуют они только по доброй воле их участников; госорганы создаются правом, существуют и действуют строго на основе права.
4. субъекты гражданского общества имеют правоспособность, дающую им возможность совершать любые действия, кроме запрещенных законом; госорганы и должностные лица наделены компетенцией, разрешающей им делать только то, что прямо предусмотрено законом.
5. субъекты гражданского общества имеют права, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению, а должностные лица и гос.органы наделены правомочиями, которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций.
Основные условия формирования гражданского общества:
1. экономическая свобода, многообразие форм собственности;
2. безусловное признание и защита естественных прав человека;
3. легитимный и демократический характер власти;
4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юрид защищенность личности;
5. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
6. свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
7. невмешательство государства в частную жизнь граждан;
8. классовый мир, социальное партнерство и национальное согласие;
9. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.


4 вопрос.

     Идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства. В конце  XIX в. появляются работы, в которых обосновывается теория социального государства. Одним из первых представителей этого направления в науке был немецкий ученый Лоренц фон Штайн. В понятии социального государства изначально лежала идея создания благоприятных условий для всех людей, идея отсутствия условий беззащитности человека, наличие гарантированности достойного его существования. Впервые социальное государство получило конституционное закрепление в Конституции ФРГ 1949 г. К настоящему время десятки государств провозгласили себя социальными (Австрия, Дания, Бельгия, Греция, Италия, Испания, Франция, Россия, Турция, Япония и др.).

В реализации идеи обеспечения достойного существования человека ведущая роль принадлежит гос-ву. Одним из условий становления гражданского общества является все меньшее вмешательство гос-ва в дела общества. Но назначение социального гос-ва состоит в его активной социальной деят-ти, в решении социальных проблем, поэтому гос-во и в гражданском обществе должно играть активную социальную роль. Гос-во должно органично входить в структуру гражданского общества, выполняя роль исполнителя тех общих дел, которые общество самостоятельно без гос-ва решить не может.
Социальное государство – это политическая организация общества с социально ориентированной политикой, создающая условия и обеспечивающая возможности для достойной жизни и свободного развития человека.
Признаки социального государства:
1. социальная направленность всех функций государства;
2. эффективное управление в сфере социальной защиты населения, в организации социальной помощи, то есть у социального государства должен быть и социально ориентированный механизм;
4. наличие развитого социального законодательства;
5. наличие разнообразных социальных программ (улучшения здравоохранения, обеспечения инвалидов и пенсионеров, поддержки семьи, материнства и детства, обесп-я трудовой занятости населения и др.);
6. проведение активной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, и эффективной экон. политики, так как многие социальные права человека могут быть реализованы только в условиях экономически сильного гос-ва;
7. признание и выполнение государством международных документов по социальным вопросам.
            Функции социального государства:
1. поддержка социально незащищенных слоев населения;
2. охрана труда и здоровья людей;
3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
4. поощрение благотворительной деятельности;
5. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения путем налогов, социальных программ и др.
6. борьба с безработицей;
7. обеспечения социального согласия, устранение социальной напряженности и конфликтов;
8. поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
9. участие в реализации межгосударственных культурных, образовательных и других соц. программ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога