Эффективность МПР

МПР включает в себя элементы, которые относительно автономны в этом механизме и обладают собственным уровнем эффективности. При этом уровень эффективности каждого элемента прямо пропорционально зависит от эффективности не только других элементов, но и в целом всего МПР. Поэтому при изучении права в процессе регулирования ОО важно понимать, благодаря каким факторам право способно оперативно переходить из статического состояния в динамическое, активно воздействуя на правоотношения и преобразуя их в правовой порядок.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между поставленной перед ним целью и достигнутым результатом. Целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости. МПР как сложная система играет важную роль в достижении запланированных результатов, отвечающих правомерным интересам субъектов. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в их правомерном поведении, тогда можно считать, что МПР достаточно эффективен.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1. совершенствование правотворчества, т.е. создание правовых норм, наиболее полно выражающих общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Гос-во должно стремиться к наиболее адекватному и всестороннему отражению в законах общественных потребностей, точному учету финансовых, кадровых, организационных условий, обеспечивающих практическую реализацию принимаемых законов. Не менее актуально повысить заинтересованность населения в полезности соблюдения правовых предписаний. Для этого следует усилить гарантированность правовых норм как средств правовой регламентации.

2. совершенствование правоприменения, т.е. учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юрид. ситуации придает гибкость и универсальность правовому регулированию, делает минимальными сбои и остановки в действии права. МПР должен выражать тесную взаимосвязь различных правовых средств. Если нормативная регламентация призвана обеспечивать стабильность и единообразие в регулировании ОО, ввести их в строгие рамки законности, то правоприменение конкретизирует эти средства применительно к отд. субъектам, к определенному месту и времени. Недооценка, неверный выбор юрид. средств, заложенных в нормативной основе МПР, способны привести к сбоям в реализации права, снижению его эффекта.

3. повышение уровня правовой культуры субъектов права влияет на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка. При этом интересы личности - главный ориентир для совершенствования МПР. Данное условие служит, в частности, усилению правовой активности граждан и их объединений.

Таким образом, недостаточная эффективность МПР объясняется:

- неправильным определением целей правового регулирования;

- выбором неадекватных средств правового воздействия;

- недостаточно квалифицированным использ-ем этих средств, т.е. неэффективной реализацией права.

Вместе с тем, МПР имеет пределы своего действия, т.к. зависит не только от собственно юрид. возможностей данного механизма, но и от множества других объективных и субъективных факторов: уровня развития эконимики, социальных и политических факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога