Теория разделения властей и ее социально-политическое значение
Идея разделения властей впервые была высказана Аристотелем, теоретически развита и обоснована Дж.Локком, в классическом виде разработана Ш.Л.Монтескье, а в ее современной форме воплощена в Конституции США А.Гамильтоном, Дж.Мэдисоном.
В эпоху античности Аристотелем выделяется три элемента политического устройства: законосовещательный орган государства, магистратуры, судебные органы. В Афинах соответствующие полномочия осуществляли Народное собрание, коллегии архонтов и стратегов, Ареопаг.
Большинство исследователей основоположниками теории разделения властей называют Локка и Монтескье. Вместе с тем, Локк рассматривал законодательную, исполнительную и федеративную власть (которая занимается вопросами внешней политики: объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях), отдельно не выделял судебную власть, считая ее составным элементом исполнительной власти.
Подробную разработку эта теория получила в 18 веке в работе Ш.Л.Монтескье «О духе законов» (
Основные положения теории разделения властей:
1. Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной. Они должны взаимодополняться, но ни в коем случае не пересекаться, не накладываться одна на другую.
2. Разделение властей представляет собой гораздо большее, чем просто обеспечение разделения гос. органов, оно должно сопровождаться системой сдержек и противовесов, то есть гос. органы должны быть связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов возможность контролировать другие органы с целью избежать узурпации власти одной из ее ветвей.
3. Гос. органы, действующие на основе этого принципа, обладают самостоятельностью в осуществлении своей деятельности, так как они реализуют свои специфические задачи и функции в той или иной сфере, в связи с чем наделяются властными полномочиями.
4. Создатели учения о разделении властей, в частности, Д.Локк, считали, что среди них все же должен быть лидирующий орган, так как между ними может возникнуть борьба за лидерство, которая может ослабить гос. власть. Д.Локк лидирующую роль отводил законодательным органам в силу их представительного характера. Исполнительная власть является подзаконной, она направлена на исполнение законов, но в ее подчинении находится большая сила - чиновничий аппарат, силовые министерства, ведомства. Это создает основу для возможной узурпации власти как раз исполнительными органами.
Таким образом, механизм современного государства, основанного на принципе разделения властей, характеризуется следующими признаками:
1. единая суверенная власть принадлежит народу;
2. отсутствие органа, в котором бы концентрировалась вся полнота государственной власти;
3. разделение гос. власти на законодательную, исполнительную, судебную и разграничение компетенции между ними;
4. относительная независимость трех ветвей гос. власти и реализующих ее государственных органов;
5. система сдержек и противовесов, которые ограничивают власть каждого гос. органа и препятствуют сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви.
Социально-политическое значение принципа разделения властей состоит в том, что такое разделение направлено:
1. на предупреждение злоупотребления властью, сосредоточения власти в руках одного из органов, установления диктатуры. Это обеспечивается непрерывно действующим конституционным взаимоконтролем высших органов государства.
2. на обеспечение повышения эффективности деятельности гос. органов и создание условий для роста профессионализма их работников. Это происходит в результате разделения труда между органами и специализации работы.
3. на взаимоусиление высших органов государства и повышение их авторитета в обществе.
Комментарии
Отправить комментарий