Понятие, структура и виды политической системы общества

В науке существует два основных подхода к пониманию ПСО:

1. В узком смысле под ПСО понимается совокупность государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в политической жизни эти организации делятся на:

а) собственно-политические (государство, политические партии и движения, оказывающие активное воздействие на политику);

б) несобственно-политические (профсоюзы, молодежные, религиозные и другие, возникающие не в силу непосредственно политических, а в силу социальных, экономических и других причин), они не ставят перед собой задач активного воздействия в политических целях на государственную власть, но они играют определенную роль в политической жизни страны, особенно в период выборов, когда могут выступить в поддержку той или иной политической партии;

в) объединения, имеющие в своем содержании незначительный политический аспект (спортивные общества, общества охотников, автолюбителей и др.), политический оттенок в своей деятельности они приобретают только как объекты воздействия на них со стороны государственных и других политических по своему характеру организаций.

2. В широком смысле под ПСО понимается совокупность взаимодействующих между собой норм, идей, основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть. Поддерживая этот подход, выделим следующие компоненты ПСО:

а) институциональный или организационный, включающий государственные органы и организации, политические партии и движения, общественные объединения, средства массовой информации, органы местного самоуправления;

б) нормативный, включающий политические нормы и традиции, корпоративные нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений, правовые нормы, регулирующие политические отношения;

в) функциональный, куда входят направления, формы, способы, средства, методы политической деятельности;

г) идеологический, включающий политическое сознание, идеологию, политическую культуру;

д) коммуникативный, включающий отношения внутри этой системы между ее элементами, внешние отношения политической системы с другими социальными системами (экономической, правовой, культурной и т.д.), а также международные отношения с другими государствами, политическими партиями, международными организациями.

            Существуют различные классификации ПСО.

1. В зависимости от целей и задач ПС выделяют:

- командные ПС, ориентированные на использование принудительных, силовых методов управления;

- соревновательные, основанные на противостоянии, противоборстве различных политических и социальных сил;

- социопримирительные, нацеленные на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов.

2. По характеру взаимодействия выделяют:

- открытые ПС, взаимодействующие с другими ПС, осуществляющие обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями и т.д.

-. закрытые, где всячески затруднен обмен идеями, людьми, связь с внешним миром.

3. По характеру социальной среды, в которой возникают политические системы, можно выделить:

- тоталитарные ПС, основанные на распределительной экономике, вмешательстве государства в экономическую жизнь, подавлении инакомыслия, формировании государственной идеологии, религии, культуры, образования, науки, существовании одной господствующей партии, господстве бюрократии, политической элиты, номенклатуры, примате коллективизма над личностью, ее правами и свободами;

- либерально-демократические ПС, основанные на рыночной экономике, на практике и идеологии свободного предпринимательства, государственном обеспечении прав и свобод граждан, их безопасности и собственности, многопартийности, конституционном регулировании взаимоотношений государства, партий, профсоюзов, других организаций;

- смешанные или конвергенционные ПС, где происходит смешение политических институтов разного назна­чения и содержания: провозглашение свободы труда, передвижений и места жительства и сохранение полицейской «прописочной» си­стемы граждан, сохранение полицейского сыска и декларирование прав и свобод человека, институциональное закрепление принципа разделения властей и систематическое подминание одной власти другой, идеологический плюрализм и государственная монополия на телерадиовещание и т.п. Такие ПС, как правило, нестабильны, противоречивы и эволюционизируют в другие системы.

4. Французский политолог Ж.Блондель по содержанию и формам управления выделяет пять видов ПСО:

- либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

- коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

- традиционные ПС, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

- популистские ПС, преобладающие в развивающихся странах, использующие авторитарные методы управления, стремящиеся к большему равенству в распределении благ;

- авторитарно-консервативные ПС, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

5. Американский политолог Г.Алмонд  по ти­пу политической культуры и разделению по­литических ролей между участниками политического процесса выделил четыре типа ПСО:

- англо-американская ПС характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса (государством, партиями, группами интересов), между которыми распределены власть и влияние, но ПС функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей;

- европейско-континентальная ПС отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций и идеалов, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии, между которыми происходит разделение политических ролей и функций, но наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности;

- доиндустриальные и частично индустриальные ПС имеют смешанную политическую культуру, состоящую из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени, поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно, что приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

- тоталитарные ПС функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей, власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, которая контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога