Понятие, признаки, стадии и элементы МПР

Регулирование общественных отношений – это главная функция права, его основная характеристика в действии, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования (МПР) важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Следовательно, МПР позволяет понять:

- как происходит перевод правовых предписаний в правомерное поведение субъектов;

- из каких стадий состоит этот процесс;

- на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права;

- как можно устранить эти препятствия.

Существуют различные подходы к пониманию и структуре МПР. Например:

1. МПР – это главное, решающее выражение правовой действительности, результативное нормативно-организованное воздействие на обществ. отношения при помощи правовых средств (С.С.Алексеев).

2. МПР – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права (А.В.Малько). Здесь МПР рассм-ся как борьба с препятствиями, а главная цель механизма видится в беспрепятственном удовлетворении интересов субъектов. По мнению А.В.Малько, в процессе упорядочения обществ.отн-й встречаются многочисленные препятствия для реализации позитивных интересов субъектов, которые без их своевременного устранения снижают эффект правового регул-я. К ним относят правонарушения, пробелы в зак-ве, коллизионность правовых норм и актов и т.д. МПР призван устранять такие препятствия.

3. Главное назначение МПР состоит в том, что он позволяет раскрыть процесс перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека (В.В.Лазарев).

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых обеспечивается упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами гос-ва.

Особенности (признаки) МПР:

1. по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от гос-ва;

2. опирается на возможность применения принудительной силы гос-ва;

3. имеет пределы воздействия на ОО;

4. направлен на упорядочение и закрепление сложившихся ОО, содействие развитию и утверждению новых ОО, в которых заинтересованы общество и гос-во;

5. осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регул-я.

МПР включает следующие стадии:

1. Формирование нормативной основы, она включает процесс создания и общее действие юридических норм. Нормативная основа - это не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Наибольшее значение в нормативной основе имеют такие юридические средства, как позитивные связывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

2. Возникновение на основе юридических фактов у конкретных субъектов прав и обязанностей. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. ППА служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего ППА - приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроле использования прав и исполнения обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

4. Наступление опред. юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Эта стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными средствами разрешить ее. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в охранительных правоотношениях, а также в правоприменительной деят-ти обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, посредством которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность применить меры гос. принуждения в отношении обязанного лица.

Указанным стадиям процесса правового регулирования соответствуют элементы:

1. правовые нормы;

2. акты применения права;

3. правоотношения;

4. акты реализации прав и обязанностей. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога