Методы, способы, виды и типы правового регулирования
Методы правового регулирования – совокупность способов воздействия на ОО в зависимости от их характера:
1. метод субординации (централизованное регулирование), при котором регулирование осуществляется на властно-императивных началах (в наиболее чистом виде этот метод используется в адм. праве);
2. метод координации (децентрализованное регулирование), на ход и процесс которого оказывают влияние участники регулируемых отношений путем договоров, односторонних правомерных действий (в наиболее чистом виде этот метод используется в гражд. праве).
Способы правового регулирования – приемы регулирования ОО, они зависят от особенностей правового регулирования:
1. дозволения связаны с предоставлением субъектам возможности совершения
определенных действий в собственных интересах. Дозволения весьма неоднородны.
Они могут выражаться в таких формах,
как субъективное право, свобода, законный
интерес.
2. обязывания связаны с возложением на лиц необходимости совершения указанных в законе либо договоре активных действий. Обязывание как способ правового регул-я ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать опред. действия.
3. запреты связаны с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохр. органов не имеют права применять недозволенные методы расслед-я).
Способы регулирования раскрывают специфику методов регулирования. В правовом регулировании используются различные комбинации способов, например, в централизованном регулировании преобладают запреты и обязывания, а в децентрализованном – дозволения. Способы ПР составляют самый глубокий слой МПР, в ходе реализации права они проникают во все его звенья: правовые нормы (определяют их особенности как запрещающих, обязывающих и управомачивающих правил), правоотношения и акты реализации, во многом определяя их черты как активного или пассивного, добровольного или поведения под принуждением. В сочетании способов ПР проявляются особенности специально-юридических функций права: регулятивной, охранительной, компенсационной, восстановительной, ограничительной.
Типы правового регулирования – общая направленность воздействия на ОО, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет:
1. общедозволительный тип правового регул-я основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, что не запрещено законом. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено любому субъекту (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регул-я способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности гос. органов, должностных лиц, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
2. разрешительный тип правового регул-я основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается.
Для частных субъектов (граждан и их объединений) его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев еще необходимо иметь решение компетентного субъекта. Например, запретив работу в выходные дни, трудовое законодательство в порядке исключения разрешает работать в выходные дни при условии согласования с комитетом профессионального союза.
Для властвующих субъектов его формулировка звучит следующим образом: разрешено только то, что прямо предусмотрено законом. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Виды правового регулирования выделяют в зависимости от того, какие элементы МПР
последовательно используются:
1. в простом регулировании используются нормативно-правовые акты, а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен;
2. в сложном регулировании используются два акта государственно-властного характера – нормативный и правоприменительный.
Комментарии
Отправить комментарий