Система права и система законодательства

            Система права и система законодательства – это тесно взаимосвязанные явления. И то и другое определяются социальными факторами - экономическими, политическими, духовно-культурными и т.д. В то же время это не тождественные понятия, с определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

           Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой систему издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Между системой права и системой законодательства существуют следующие различия:

1. Система права носит первичный характер, а система законодательства – производный, то есть первая служит исходной базой для второй, играет определяющую роль в ее формировании.

2. Система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и во многом зависит от воли законодателя.

3. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт.

4. Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства – еще и вертикальное. Вертикальное строение системы законодательства основывается на принципах субординации, иерархичности. Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях). Горизонтальное строение системы законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования.  

5. Возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различных отраслей права. В данном случае речь идет о межотраслевом законодательстве (военное, транспортное, образовательное, хозяйственное законодательство и т.д.). Такие комплексные образования построены по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления.

6. Система права в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом или временным промежутком, а система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и соответственно непосредственным образом зависит от пространственно-временных параметров.

            7. Система права и система законодательства отличаются друг от друга по объему. С одной стороны, законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности (кроме законодательства право оформляется в правовых обычаях, нормативных договорах, правовых прецедентах и других источниках права). С другой стороны, законодательство включает кроме формулировок норм права и другие положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву – различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов, такие элементы как преамбулы, названия разделов, глав и т.д.

            Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога