Система права и система законодательства
Система права и система
законодательства – это тесно взаимосвязанные явления. И то и другое
определяются социальными факторами - экономическими, политическими,
духовно-культурными и т.д. В то же время это не тождественные понятия, с
определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение
содержания и формы.
Система
права соотносится с философской категорией «содержание»
и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру
регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой систему издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения.
Между системой права и системой законодательства существуют следующие различия:
1. Система права носит первичный характер, а система законодательства – производный, то есть первая служит исходной базой для второй, играет определяющую роль в ее формировании.
2. Система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и во многом зависит от воли законодателя.
3. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт.
4. Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства – еще и вертикальное. Вертикальное строение системы законодательства основывается на принципах субординации, иерархичности. Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях). Горизонтальное строение системы законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования.
5. Возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различных отраслей права. В данном случае речь идет о межотраслевом законодательстве (военное, транспортное, образовательное, хозяйственное законодательство и т.д.). Такие комплексные образования построены по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления.
6. Система права в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом или временным промежутком, а система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и соответственно непосредственным образом зависит от пространственно-временных параметров.
7. Система права и система
законодательства отличаются друг от друга по объему. С одной стороны,
законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности (кроме
законодательства право оформляется в правовых обычаях, нормативных договорах,
правовых прецедентах и других источниках права). С другой стороны, законодательство
включает кроме формулировок норм права и другие положения, которые в
собственном смысле не могут быть отнесены к праву – различные программные положения,
указания на цели и мотивы издания актов, такие элементы как преамбулы, названия
разделов, глав и т.д.
Комментарии
Отправить комментарий