Государство и общественные объединения. Государство и политические партии
Одним из показателей демократичности государственной власти являются взаимоотношения государства и ОО. Демократичность гос. власти проявляется в стремлении государства к сотрудничеству с ОО, обеспечении их свободного развития и функционирования, гарантирования их самостоятельности в решении внутриорганизационных проблем.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Признаки ОО:
1. добровольное объединение;
2. некоммерческий характер;
3. негосударственная структура;
4. действует на основе устава.
Классификации ОО:
В зависимости от организационно-правовой формы выделяют общ. организации, общ. движения, общ. фонды, общ. учреждения, органы общ. самодеятельности, политические партии.
По социальной сфере деятельности выделяют экономические, экологические, религиозные и другие объединения.
По территориальной сфере деятельности выделяют международные, общегосударственные, межрегиональные, региональные, местные ОО.
В РФ взаимоотношения гос-ва и ОО основаны на следующих конституц. положениях:
1. никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
2. признается политическое многообразие и многопартийность;
3. все ОО равны перед законом;
4. запрещается создание ОО, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и целостности РФ, на подрыв безопасности страны, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной розни.
ОО создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправляемости, законности, гласности. В основе взаимоотношений гос-ва и ОО лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Государство в отношении ОО осуществляет правовую регламентацию их деятельности, регистрацию в органах юстиции, поддержку их деятельности, соблюдение их прав и законных интересов, предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. ОО помогают государству решать задачи экономического, социального и культурного строительства.
Государство и политические партии.
Политические партии как элементы политической системы активно изучаются в политологии, в которой им дается такое определение: Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение определенных целей и идеалов.
ФЗ «О политических партиях» 2001 года дает следующее определение этому институту: Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления (ФЗ «О политических партиях»).
Признаки политических партий:
1. долговременность организации;
2. существование устойчивых местных орг-ций, поддерживающих регулярные связи с центр. руководством;
3. нацеленность на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;
4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов и др. способов.
Политические партии классифицируют по различным основаниям.
1. По идейным основаниям их деятельности можно выделить:
- доктринальные, нацеленные на пропаганду и воплощение определенной идеологии (коммунистической, нацистской и т.д.);
- прагматические, ориентированные на защиту интересов определенного социального слоя или группы (предпринимателей, национальных меньшинств и т.д.);
- харизматические, объединившиеся вокруг лидера и призванные обеспечить ему популярность и поддержку.
2. С точки зрения их отношения к правящему режиму:
- правящие монопольно;
- правящие в составе коалиции;
- оппозиционные.
3. В зависимости от их ориентации на ту или иную идеологию:
- левые партии, выступающие за ту или иную степень соц.равенства, усиление регулирующих функций государства в экономике, за целенаправленную политику в отношении лиц наемного труда и социально ущемленных слоев (коммунистические);
- центристские партии, стремящиеся примирить и согласовать интересы различных слоев общества, проводить политику в интересах большинства граждан (Единая Россия);
- правые партии либерального толка, отстаивающие ценности частной собственности и индивидуальные права и свободы и выступающие против активного вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан (республиканцы США, консерваторы Англии);
- правые партии националистического толка, ставящие на первый план интересы нации, сильного государства и общенационального единства, нацеленные на укрепление исторически сложившихся ценностей определенного народа и защиту их от разлагающего иностранного влияния (Национальный фронт во Франции).
Взаимоотношения гос-ва и политических партий различаются в разных видах политических систем и зависят от того, сколько партий реально влияют на политическую жизнь общества:
- беспартийные ПС - политические системы, при которых не существует официально зарегистрированных политических партий или их деятельность запрещена законом. В современном мире в 20 странах легальные политические партии отсутствуют. Например, в случае Кувейта все партии запрещены в целях сохранения единства местной религиозной общины, а в случае Ирана Конституцией 1979 года предусмотрено существование в стране политических партий, но многие годы политическая система является беспартийной после самороспуска Исламской республиканской партии;
- однопартийные ПС с единственной правящей партией, которые существуют при тоталитарных (КНДР, Куба), авторитарных или переходных режимах (Китай, страны Азии и Африки). При такой ПС складывается партийное государство, в котором функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. Все другие ОО также подпадают под партийный контроль;
- двухпартийная ПС, когда при наличии большого количества партий реально претендуют на власть две наиболее влиятельные партии, поочередно сменяющие друг друга у власти (лейбористы и консерваторы в Англии, демократы и республиканцы в США). Такая ПС позволяет одержавшей победу на выборах партии сформировать не подверженное кризисам правительство, т.к. одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест в парламенте и вынести вотум недоверия ее лидеру невозможно. Одна из партии находится у власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют следующие парламентские выборы для того, чтобы отправить правительство в отставку.
- многопартийная ПС делится на два подвида: ПС с одной доминирующей партией (в такой системе могут существовать и претендовать на власть достаточно большое количество политических партий, при этом в течение десятилетий у власти в стране может бессменно находится одна и та же наиболее влиятельная и популярная партия, долгое время не имеющая серьезных конкурентов и определяющая государственную политику десятилетиями: Россия, Швеция, Япония) и упорядоченная ПС (для которой свойственно наличие нескольких влиятельных политических партий, которые должны достигать соглашения между собой и сформировать устойчивое коалиционное правительство для реализации государственной политики на основе соглашения: Австрия, Бельгия, Нидерланды).
Комментарии
Отправить комментарий