Сущность права

Сущность права – это главная, внутренняя качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. 

В юридической науке сложились два главных подхода к определению сущности права:

1. Классовый подход рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений, так как выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным слоям общества путем насилия и подавления. Этот подход характерен для марксистской теории.

2. Общесоциальный подход рассматривает право как средство достижения компромисса, социального согласия, как механизм управления делами общества. Право не исключает принуждения в случае невыполнения правовых предписаний, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

В современной юридической литературе предлагается сущность права трактовать однозначно: по своей сущности право должно быть согласованной волей всего общества, установленной в форме общеобязательных предписаний. Такая сущность должна быть присуща праву в демократическом обществе.

Кроме рассмотренных в науке существуют и другие концепции сущности права:

- естественно-правовая (Гоббс, Гроций, Локк, Руссо) - кроме позитивного права, которое создается государством, существует принадлежащее человеку от рождения естественное право, стоящее над позитивным правом.

- психологическая (Петражицкий) - в основе позитивного права лежит автономное или интуитивное право, которое образуют переживания людей; нормы являются лишь отражением этих переживаний.

- нормативистская (Кельзен) - право- это иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений, оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права.

- социологическая (Эрлих, Паунд, Муромцев) - право – это система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое им.

- реалистическая (Иеринг) - право есть защищенный государством интерес, и принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им.

- историческая (Гуго, Пухта, Савиньи) - право – это выражение исторического духа народа и формируется постепенно подобно языку.

- теория солидаризма (Дюги) - право составляют правила социальной солидарности, которые не подчинены государству, но подчиняют себе государство.

 

Концепции сущности права (на экзамен)

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в., ее представителями были немецкие юристы Г.Гуго, К.Савиньи, Ф.Пухта, Шталь. В их работах основное внимание уделялось обычному праву. Они утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. Законодатель не изобретает право, а «записывает предсказанное ему право». Юридические формы не меняются согласно человеческой воле, индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями. Правотворческий способ образования права признавался исторической школой второстепенным фактором.

Достоинства. Историческая школа права уловила роль и значение глубинного этнокультурного пласта возникновения права и особенности этого процесса у разных народов. Правильно то, что право – объективный результат исторического развития. Логичен и главный вывод: право присуще народу, а не государству. Законодатель не может творить право по своему субъективному усмотрению, а должен познать объективные потребности общественного развития и правильно сформулировать их в нормах права.

Недостатки. В понимании этой школы право не представляет собой продукт мировой истории, а есть результат органического национального развития. Данная школа отрицала значение нового законод-ва в прогрессивном изменении общественной жизни, чрезмерно преувеличивала роль обычая в системе регулирования общественных отношений, ставя его над законом.

Естественно-правовая теория кроме права, которое устанавливает государство, выделяет естественное право, присущее человеку от рождения. Фундаментальную разработку естественно-правовая теория получила в работах Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др.

Общество, государство естественные права человеку не даруют, эти права являются условиями существования человека и его жизнедеятельности. Среди них право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др. Естественные права выступают в качестве ценностных установок, приоритетных по отношению к государственным интересам. Наряду с естественным правом в обществе функционирует производное от естественного позитивное право, установленное государством и обеспечиваемое возможностью государственного принуждения. Право в позитивном смысле возникает в результате человеческого волеустановления и не должно противоречить требованиям права естественного.

Достоинством данной теории является то, что она позволяла с позиций справедливости, гуманизма, разумности, демократизма оценивать и критиковать действующее право, если последнее становилось тормозом общественного развития, преградой к благоденствию общества.

Недостатки. Теория естественного права разрывала взаимосвязь между возникновением государства, классовых и иных социальных структур, потребностей общества и самого права как объективного результата развития регулятивной системы, появляющегося на определенном этапе. Тем самым она абстрактно признавала сумму прав у каждого человека, уходила от объяснения объективных процессов их возникновения.

Нормативистская школа права исходит из того, что право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, актом воли, выраженным в виде определенных правил. Правила поведения, не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Сторонниками позитивистской теории являются Г.Кельзен, И.Бентам, Д.Остин, Г.Ф.Шершеневич, П.И.Новгородцев и др. Согласно данной теории правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества. При непосредственном правотворчестве создаются права и обязанности. При санкционированном правотворчестве государство признает юридически значимыми правила поведения, сложившиеся в ходе естественного развития общества.

Достоинством позитивистской концепции является то, что ее сторонники выступали против противопоставления государства и права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.

Уязвимым данную теорию делает, как этот ни парадоксально, государство. В силу разных причин, в определенных обстоятельствах государство издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

Социологическая школа права формируется во второй половине XIX в. и исходит из того, что право формируется в результате социального развития. Государство наделяет юридической силой, санкционирует и гарантирует уже сложившиеся в процессе общественного развития правила поведения. Сторонниками социологической теории являются Э.Эрлих, Р.Паунд, С.А.Муромцев и др. Право, по мнению Эрлиха, – это объективное, независимое от прямого волеустановления явление («живое право»), которое постепенно преобразуется в систему правил («право второго порядка»), «по которым суды оценивают поступки людей». К праву второго порядка Эрлих относил правовые положения, установленные судебными решениями и законодательством, которые предназначены охранять «живое право».

Достоинство теории состоит в том, что реально складывающиеся правоотношения – источник постоянного совершенствования правовых норм. Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения являются и предпосылкой (источником) права, и формой его реализации, и критерием справедливости, ценности, эффективности правовых норм.

Недостаток же данной теории заключается в том, что рассмотрение общественных отношений в качестве права не только обедняет теорию, но и дезориентирует практику, поскольку всегда существует опасность некомпетентной оценки поступков людей судами и другими учреждениями.

Психологическая школа права (Л.И.Пертажицкий, Г.Тард, Ф.Уолрд и др.) интерпретирует право как продукт человеческой психики. Например, Л.И.Петражицкий характеризовал право как «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер». Ученый проводил деление права на интуитивное (автономное) и позитивное (гетерономное). При этом возникновение позитивного права связывалось с «нормативными фактами», на которые право опирается (обычаи, законы, кодексы и т.д.) Интуитивное же право – это продукт внутреннего определения субъекта, переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное право не должно противоречить праву интуитивному.

Психологическая теория права имеет ряд достоинств. Во-первых, она обращает внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии. Во-вторых, источник прав человека «выводится» из психики самого человека.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов, «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и др.), которые также определяют природу права.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога