Общие и отличительные признаки исторических типов государства
Тип государства – это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Исторически первым типом государства является восточное гос-во, возникшее в зонах поливного земледелия около 5 тыс. лет назад. Этот тип государства не упоминает формационная теория, поскольку азиатский способ производства хоть и упоминался К.Марксом, но не рассматривался его последователями. Основные черты восточного гос-ва:
1. приоритетное положение гос. формы собственности над частной; частная собственность хотя и существовала, но не играла такой заметной роли как в западных гос-вах.
2. общество строилось по образцу пирамиды – наверху монарх, ниже – его ближайшие советники визири, министры, чиновники, у основания пирамиды – сельскохозяйственные общинники; принадлежность человека к определенным классам определяется не его собственностью как в западных гос-вах, а реальным положением его в пирамиде власти. Мощный бюрокр. аппарат обладает всей полнотой власти в отношении общинников, в результате гос. власть приобретает характер восточной деспотии, тогда как в западных государствах развиваются разделение властей, сословно-представительные структуры, парламентаризм.
3. соотношение личности и общества характеризуется приоритетом системы подчинения личности обществу, господством традиций коллективизма, тогда как в западных государствах еще с античного периода и развиваются идеи о правах человека ценности индивидуальной свободы.
4. правовые системы не развиты, имеют религ. окраску, тогда как в западных государствах со времен античного Рима получает развитие частное право.
5. восточные государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития (например, Древний Египет практически не меняясь просуществовал около 3 тыс. лет, а Китай – 5 тыс. лет), а западные государства, хотя возникли значительно позже, но развивались гораздо быстрее.
По формационному критерию выделяют эксплуататорские типы государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), отличающиеся друг от друга социальной структурой, социально-классовой сущностью, экономической основой, положением эксплуатируемого класса, и неэксплуататорское социалистическое государство.
Рабовладельческие
государства возникли в IX-VIII вв. до н.э.
Классические формы рабовладения существовали в Древнем Риме и Древней Греции. Основные черты:
1. основные классы – рабы и рабовладельцы.
2. по своей сущности – организация политической власти класса
рабовладельцев.
3. экономическая основа – частная собственность рабовладельцев на
орудия и средства производства, в том числе на рабов.
4. рабы находятся в собственности рабовладельцев.
Феодальные государства возникли в Европе в VI-IX вв. н.э. К основным
разновидностям феодального государства формационная теория относит раннефеодальные
государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену
абсолютистские государства и свободные торговые города (Венеция, Генуя, Новгород и др.). Основные черты феодального типа государства:
1. основные классы – феодалы и зависимые крестьяне.
2. по своей сущности – организация политической власти класса феодалов.
3. экономическая основа – частная собственность феодалов на землю как
основное средство производства и на часть урожая крестьян.
4. зависимые крестьяне находятся во владении феодалов, живут на земле
феодалов, за пользование землей отдают часть урожая и безвоз. работают на него
(оброк и барщина).
Буржуазные государства возникли 200-300 лет
назад в результате буржуазных революций. Основные черты буржуазного типа государства:
1. основные классы – буржуазия и наемная рабочая сила.
2. по своей сущности – организация политической власти буржуазии.
3. экономическая основа – частная собственность буржуазии на основные
средства производства.
4. рабочий класс юридически свободен, зависим экономически.
Первые буржуазные государства возникли 200-300 лет назад. В развитии буржуазного государства выделяют три стадии:
1. Период свободной конкуренции, когда класс буржуазии состоит из огромного количества собственников, обладающих более или менее равной собственностью. На этом этапе буржуазное государство выражает интересы этой огромной части населения.
2. Период монополистического капитализма (конец 19 – начало 20 века), когда капитал концентрируется в руках узкого круга лиц. Путем слияния промышленного, торгового и финансового капитала возникают мощные объединения – тресты, корпорации. Государство становится выразителем интересов узкого круга монополистов.
3. Период акционирования предприятий (20-30 годы 20 века), когда почти все население становится собственником в той или иной степени, практически исчезает класс пролетариата. Государство призвано обеспечивать интересы среднего класса.
С позиции марксистской подхода буржуазный тип государства наряду с рабовладельческим и феодальным является эксплуататорским. Однако капитализм на современном этапе является наиболее прогрессивным типом государства, предполагающим личную независимость работника. Капиталистические государства на современном этапе выполняют общесоциальные функции, отвечающие потребностям всего общества. В первую очередь это касается проводимой им социально-экономической политики, направленной на повышение уровня жизни общества. К таким государствам относятся современные страны Запада, существенно отличающиеся от первоначального буржуазного государства. В связи с этим в юридической науке предлагается рассматривать такой тип государства как посткапиталистический.
Социалистический тип государства представляет собой политическую организацию власти трудящихся, возглавляемую рабочим классом. Трудящиеся классы (рабочие, крестьяне, интеллигенция) юридически и экономически свободны. Экономическая основа – общенародная собственность. Марксистское учение определяет класс трудящихся как собственника основных средств производства, а социалистическое государство как временное полугосударство, которое постепенно отмирает. На практике этот тип государства себя не оправдал по следующим причинам:
1. в реальности проведенная национализация основных средств производства привела к тому, что государство в лице одной политической партии явилось единственным собственником, обладающим неограниченной властью над трудящимися массами.
2. проводимая уравниловка не привела к необходимому стимулированию роста производительности труда.
3. определенные успехи научно-технического прогресса при социализме были достигнуты за счет усиления силовых методов, что привело к массовым репрессиям.
В результате действия этих причин социалистическое государство все более становится похожим на государство восточного типа, то есть характеризуется застойностью и установлением единой государственной собственности на средства производства.
Комментарии
Отправить комментарий