Цивилизационный подход к типологии государства
Цивилизационный подход основан на том, что при характеристике развития государств следует учитывать духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, религии, мировоззрения, своеобразие обычаев и др. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура». Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.
Английский историк Тойнби определяет цивилизацию как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. факторов. В зависимости от них он выделяет 21 цивилизацию: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и др.
Существуют самые различные основания для
типологии цивилизаций и их государственности:
1. С точки зрения характера государственного союза и положения, которое
занимает индивид в этом союзе – древневосточные, греческая, римская, средневековые
и современные цивилизации и государства.
2. На базе исторического подхода – древние, средневековые и современные, а также локальные, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (эгейская, индская, шумерская), особенные (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская) и современные.
3. По своему историческому и культурному развитию – крестьянские, промышленные, научно-технические, а также доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.
4. По характеру цивилизации и географическому расположению – восточные, западные и промежуточные.
5. По характеру организации государственно-политических институтов – первичные и вторичные. В первичных цивилизациях государство играет ключевую роль в развитии социально-экономический сферы и тесно связано с религией в единый политико-религиозный комплекс (древнеегипетская, японская, сиамская, шумерская и др.). Государство вторичной цивилизации не так всесильно, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).
6. В зависимости от размеров территории и количества населения – великие, средние и малые.
7. По стадиям экономического развития, зависимым от научно‑технических достижений, духовно‑культурных условий развития общества - традиционные (основанные на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства), переходные (в которых закладываются основы преобразований), переживающие процесс «взлета» научно-технического развития в промышленности и в сельском хозяйстве, созревающие (в которых достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения), достигшие высокого уровня народного потребления.
Достоинства
цивилизационного подхода:
1. выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях.
2. он более многомерен, чем формационный, так как позволяет
рассматривать государство как самостоятельную ценность для общества.
3. он позволяет объяснить многовариантность
исторического развития, в том числе тот факт, почему все государства
неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.
Недостатки цивилизационного подхода:
1. недооцениваются социально-экономические факторы, которые весьма
существенно влияют на развитие общества.
2. это типология не столько государства, сколько общества.
3. неопределенность этого подхода из-за множественности оценочных
критериев.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
Комментарии
Отправить комментарий