Цивилизационный подход к типологии государства

Цивилизационный подход основан на том, что при характеристике развития государств следует учитывать духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, религии, мировоззрения, своеобразие обычаев и др. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура». Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.

Английский историк Тойнби определяет цивилизацию как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. факторов. В зависимости от них он выделяет 21 цивилизацию: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и др.

Существуют самые различные основания для типологии цивилизаций и их государственности:

1. С точки зрения характера государственного союза и положения, которое занимает индивид в этом союзе – древневосточные, греческая, римская, средневековые и современные цивилизации и государства.

2. На базе исторического подхода –  древние, средневековые и современные, а также локальные, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (эгейская, индская, шумерская), особенные (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская) и современные.

3. По своему историческому и культурному развитию – крестьянские, промышленные, научно-технические, а также доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

4. По характеру цивилизации и географическому расположению восточные, западные и промежуточные.

5. По характеру организации государственно-политических институтов – первичные и вторичные. В первичных цивилизациях государство играет ключевую роль в развитии социально-экономический сферы и тесно связано с религией в единый политико-религиозный комплекс (древнеегипетская, японская, сиамская, шумерская и др.). Государство вторичной цивилизации не так всесильно, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

6. В зависимости от размеров территории и количества населения – великие, средние и малые.

7. По стадиям экономического развития, зависимым от научно‑технических достижений, духовно‑культурных условий развития общества - традиционные (основанные на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства), переходные (в которых закладываются основы преобразований), переживающие процесс «взлета» научно-технического развития в промышленности и в сельском хозяйстве, созревающие (в которых достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения), достигшие высокого уровня народного потребления.

            Достоинства цивилизационного подхода:

1. выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях.

2. он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство как самостоятельную ценность для общества.

3. он позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.

            Недостатки цивилизационного подхода:

1. недооцениваются социально-экономические факторы, которые весьма существенно влияют на развитие общества.

2. это типология не столько государства, сколько общества.

3. неопределенность этого подхода из-за множественности оценочных критериев.

            Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога