Неолитическая революция
Термин «неолитическая революция» был введен в середине XX в. английским археологом Г.Чайлдом для характеристики того качественного переворота, который произошел во всех сферах жизни в период неолита (VII – III тысячелетия до н.э.) при переходе от присваивающего к производящему хозяйству.
Присваивающее хозяйство – хозяйство, в котором человек присваивает, потребляет то, что воспроизводит природа без вмешательства человека. При таком хозяйстве осуществляется охота, рыболовство, собирательство. Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы и была первым способом существования человеческого общества, полностью соответствовавшим его потребностям.
На рубеже 10-12 тыс. лет назад произошла
крупная экологическая катастрофа и наступил ледниковый период, в результате
чего вымерли животные и растения, которые служили источником питания человека.
Человечество как биологический вид оказалось на грани исчезновения. Ответным
шагом человечества на новые природные условия стал переход от присваивающей
экономики к производящей – неолитическая революция. Этот переход занял 5-7 тыс.
лет. В результате перехода к производящей экономике человек стал менее
зависимым от природных факторов.
Производящее хозяйство основывается на принципе воспроизводства, что означает занятие земледелием, скотоводством на определенной территории. Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества. Люди стали накапливать определенные продукты, создавать припасы, заниматься ремеслом. Условия жизни приучили их выбирать наиболее пригодные для проживания места (долины рек, плодородные земли, близость лесных массивов и т.д.). Таким образом, переход к производящему хозяйству позволял на ограниченной территории компактно проживать значительному количеству людей, приучал их к более организованному и удобному образу жизни. Производящая экономика к IV – III тысячелетиям до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.
Несмотря на растянутость на несколько тысячелетий переход от присваивающей экономики к производящей обозначается как революция, поскольку он изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, а также ее социальную и духовную организацию. Произошел он в период неолита – нового каменного века.
Социально-экономическая и экологическая
сущность неолитической революции заключалась в том, что для удовлетворения
своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением
готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности,
направленной на преобразование природы и производство пищи.
Переход от присваивающей экономики к
производящей наряду с экономическими изменениями внес и другие изменения в
жизнь общества:
1. Люди стали объединяться не по кровно-родственному, а по производственно-территориальному признаку, поскольку начали заниматься земледелием, начали вести оседлый образ жизни. Территория становится основным признаком не только объединения людей, но и сферой осуществления власти и распространения социальных норм. Первичные расселения людей – раннеземледельческие общины появились в наиболее подходящих для земледелия низовьях крупнейших рек мира, теплых регионах нашей планеты.
2. Усложнившиеся условия производящей экономики требовали и соответствующую им социальную организацию общества. Появляется специальный аппарат управления производством, группы людей, занятые вопросами организации производства, учета труда, распределения его результатов и т.д. По данным археологов, в этот период в обществе появляется около 130 профессий, не связанных с производством. Основная масса людей объединялась в земледельческие общины и занималась непосредственно производством. Усложнение производственной деятельности, появление новых управленческих функций приводит к отделению верхушки общества от основной массы производителей.
Таким образом, неолитическая революция приводит первобытное общество к социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
Комментарии
Отправить комментарий