Теории происхождения права
Теологическая теория (Ф.Аквинский, А.Августин) исходит из божественного происхождения права как явления вечного, выражающего волю Бога и высший разум. Она опирается в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, где утверждается, что основные законы были даны человечеству Богом. Несмотря на несоответствующий современным представлениям и архаичный взгляд на природу правогенеза, следует признать, что теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью.
Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в., ее представителями были немецкие юристы Г.Гуго, К.Савиньи, Ф.Пухта, Шталь. В их работах основное внимание уделялось обычному праву. Они утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык, а законодатель должен выразить его в позитивном праве (законодательстве).
Естественно-правовая теория кроме позитивного права, которое устанавливает государство, выделяет естественное право, присущее человеку от рождения. Фундаментальную разработку естественно-правовая теория получила в работах Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Естественное право (совокупность естественных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) – это высшее право по отношению к позитивному праву (законодательству), поскольку воплощает в себе разум и вечную справедливость. Позитивное право не должно противоречить требованиям права естественного.
Позитивистская (нормативистская) концепция происхождения права исходит из того, что право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, актом воли, выраженным в виде определенных правил. Правила поведения, не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Сторонниками позитивистской теории являются Г.Кельзен, И.Бентам, Д.Остин, Г.Ф.Шершеневич, П.И.Новгородцев и др. У Кельзена право выступает как пирамида установленных государством правовых норм, в которой нижестоящие нормы не должны противоречить вышестоящим.
Социологическая школа права концептуально формируется во второй половине XIX в. и исходит из того, что право как система правил поведения общезначимого характера формируется в результате социального развития. Государство юридизирует (наделяет юридической силой, санкционирует и гарантирует) уже сложившиеся в процессе общественного развития правила поведения. Сторонниками социологической теории являются Э.Эрлих, КЛавеллин, Д.Фрэнк, Р.Паунд, С.А.Муромцев. По их мнению, право – это прежде всего объективное, независимое от прямого волеустановления явление, которое постепенно преобразуется в систему правил, по которым госорганы оценивают поступки людей.
Психологическая школа права (Л.И.Пертажицкий, Г.Тард, З.Фрейд, Ф.Уолрд и др.) интерпретирует право как продукт человеческой психики. Петражицкий делит право на интуитивное и позитивное. Интуитивное право – это продукт внутреннего определения субъекта, представления, переживания и эмоции человека по поводу своих прав и обязанностей. Позитивное право (законодательство) не должно противоречить праву интуитивному.
Теория солидаризма (Л.Дюги, О.Конт, Э.Дюркгейм, А.Леви-Брюль и др.) исходит из того, что право возникает до государства, зарождается с первыми признаками общественности. В любом развитом и сложно организованном обществе разные люди и общественные группы занимают разное положение в общественной структуре. Поскольку невозможно «выровнять» общественное положение всех членов общества, отношения между этими ними могут строиться на началах солидарности и сотрудничества. Правила социальной солидарности составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.
Марксистская теория, представленная в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей, исходит из того, что в основе возникновения права лежат классово-экономические причины. С появлением частной собственности, возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.
Комментарии
Отправить комментарий