Социальные нормы первобытного общества
В первобытном обществе существовали
следующие виды социальных норм:
1. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в
результате многократного повторения в течение длительного времени вошли в привычку.
2. Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие
отношения на основе первобытных представлений людей о добре и зле.
3. Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения
между людьми на основе их религиозных представлений.
Они регулировали труд, быт, семейные отношения. Существовало 3 способа регулирования: запреты, дозволения, обязывание. Социальные нормы выражались в мифологических системах, обрядах, ритуалах.
- Ритуалы – форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество еще не владело речью.
- Обряды – это комплекс действий, визуальных и звуковых актов, заключающих в себе код общения со сверхъестественными сущностями, душами предков. По сравнению с ритуалом у обряда выше социальная значимость, сильнее психологическое и воспитательное воздействие. Если ритуалы позволяли выразить самые примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т.д.
- Мифология – совокупность мифов, то есть рассказов о богах, героях, духах и т.д., отражавших фантастические представления людей о природе и человеческом бытие. Мифы в единстве с обрядами и ритуалами играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий труда, сведения обо всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, пищевые табу.
Можно выделить основные признаки
первобытных социальных норм:
а) они исходили от рода и выражали его
интересы
б) они действовали в силу привычки,
исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось
всем родом
в) их непререкаемость опиралась на кровную
связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие
непримиримых противоречий между ними
г) не было никакого различия между правами
и обязанностями: право воспринималось как обязанность, и наоборот
д) они представляли собой единые,
неразделенные правила и получили в науке название «мононормы».
Комментарии
Отправить комментарий